Лет 15 назад наш автомобильный обозреватель недоумевал, что все эти люди «30+» делают на концерте группы «Ария». Кажется, начинает понимать.
— Не знаю этой песни — она какая-то новая? — Ага, с «Крещения огнем».
Только я забыл уточнить, что «Крещение огнем» вышло в 2003. Это 14 лет назад.
С тех пор «Ария» успела третий раз поменять вокалиста, открыть в себе черт знает какое по счету дыхание, чтобы записать два номерных и несколько концертных альбомов, отметить пару юбилеев и отправиться по стране с большой симфонической программой.
Сейчас это не выглядит особенно солидно — симфонические оркестры всех калибров играют рок чуть ли не каждый день. А на рубеже девяностых — нулевых «Ария» выдала свой симфо-проект сразу вслед за Metallica («S&M» 1999) и Scorpions («Moment of glory» 2000). Для российской сцены это было не передать как ново и достаточно смело.
Но как-то половинчато.
Дорогостоящая и красивая программа не пошла дальше пары сольных концертов и одного фестиваля, сингла и выступлений в радиоэфире. Оркестровые аранжировки во многих вещах присутствовали больше для галочки, а сам оркестр — для антуража. Хотя мелькали, конечно, удачные и уместные находки типа агонии скрипача в «Игре с огнем».
Но в целом в ранней «Классической Арии» было, на мой взгляд, больше имиджевой составляющей, как будто музыканты хотели просто застолбить за собой нишу и задать тренд.
Всё.
Сказались и разлады внутри коллектива: какое может быть развитие масштабной программы, когда группа трещит по швам и в одночасье лишается 2/3 музыкантов, среди которых фронтмен, без которого, казалось бы, «кина не будет»?
В итоге к проекту вернулись только 15 лет спустя. И это очевидно пошло ему на пользу! «Классическая Ария» настоялась, окрепла, чтобы выйти к публике с посвежевшими аранжировками, проработка которых не в пример тщательнее и богаче того, что было.
Кирилл Уманский, доцент МГК им. Чайковского и автор оркестровой части, вдохнул жизнь в однообразие монотонного «Палача» и сумел раскрасить даже безнадежный в плане симфонизма боевик «Последний закат», единственное, казалось бы, назначение которого — открывать концерты и разогревать публику барабанным молотиловом и месивом риффов перегруженных гитар.
Оркестр в целом перестал играть роль задника и стал неотъемлемой частью музыки. Струнные и духовые органично заполняют, как выразился Виталий Дубинин, воздух в композициях, усиливают драматизм и окрашивают их вполне уместной патетикой. Интеграция успешна настолько, что теперь непонятно, как «Кровь за кровь» может звучать по-другому?
«Михаил, ну как же так!..» — мне подумалось всего дважды.
Первый — сразу же, на «Игре с огнем». Второй — в момент, когда грамотное интонирование партий Иисуса и Пилата он заменил дешевым циркачеством.
Я пропустил последние лет семь из жизни «Арии», и споры «Кипелов vs Беркут vs Житняков» прошли мимо. Не буду подливать — Михаил неплох. Более того, умные люди с высшим академическим музыкальным образованием вполне убедили меня, что Житняков еще и очень сильно вырос как вокалист со времен «Гран Куражъ» (не хочу знать, что это).
Тем не менее я, конечно, за Кипелова. Потому что он брал не тем, что он вокалист. Он брал тем, что он Артист — в широчайшем смысле. Он песни не пел, он их играл.
Особенно ярко его талантище сверкал там, где есть деление на партии и их диалог. Лучшее, конечно, — «Свет дневной иссяк» с сольника 1997 г. Хотя и до этого были и «Ночь короче дня», и «Кровь за кровь» (пусть там и нет первого лица, партии разбиваются опосредованно).
Так вот, «Игра с огнем». У Кипелова четко присутствовали два персонажа, две партии: Паганини и Диавола. И вот партия последнего — один из величайших моментов российской рок-музыки, как бы заевшиеся снобы ни пытались убедить меня в обратном.
В момент выхода Диавола Валер Саныч выпускал столько наслаивающихся обертонов, так мастерски играл интонациями, так по-змеиному вкрадчиво начинал и так хозяйски-величественно заканчивал, что ты с закрытыми глазами слышал: вот это — Зло. Лукавое, искусительное, но жестокое.
Что у Житнякова?
Технически, наверное, всё хорошо. Но у него нет ни Паганини, ни Сатаны. Есть просто две вокальные партии, которые надо пропеть: одну повыше, одну пониже, но с единой интонацией. Ни змеиного шипения, ни заискивающего подкатывания — просто вокальная партия. И вся чудовищная трагедия гения со сломанной судьбой сразу идет прахом.
Аналогично в «Крови за кровь»: ни трагедии Иисуса, ни — на контрасте — метаний Пилата, который и любил, и распял.
Интонации? Призвуки? Разность общего настроя?
Ой, всё: просто встану на колени.
Михаил, ну как же так!
При этом Житняков и правда очень техничный и талантливый вокалист. А главное — старательный: он упорно дожимает каждую ноту и старается ни в чем не отстать от предшественников, даже когда дело доходит до фа-диеза в «Балладе о древнерусском воине». Чудо еще и в том, что публика — даже люди, которые видят «Арию» в таком составе впервые, — отлично его принимает и совершенно искренне вовлекается в процесс.
А вообще, это всё дикая вкусовщина.
Для любого искусства есть только один объективный критерий: время. Если 30 лет спустя твое творчество кому-то интересно и вообще живет — оно крутое. Если 30 лет спустя ты собираешь полный зал и там есть хотя бы два поколения слушателей — ты уже где-то рядом с великими.
Тоже поделюсь впечатлениями.
На первой же песни возник немой вопрос: звукорежиссер в зале есть?! Потому что вокал то пропадал целиком, то перекрывал весь оркестр. Местами это возникало на всём протяжении концерта.
Вокал Михаила Житнякова меня не порадовал. Говорю не о тональности пения, а об эмоциях. Почему первый куплет "Палача" он рассказал как лирический стишок? Где, чёрт возьми, боль того, чей "плащ кровь впитал и дрожь времен"?! Далее, "Кровь королей". Хорошее решение отдать интро Виталию, тем резче переход к истории самого короля Артура. Но где та ярость, с которой её рассказывал Беркут? Где чувства того, кто "на битву спешит, сыном преданный"? Провал.
Местами Михаилу как будто не хватало воздуха. Бридж в "Антихристе" ("для миллионов ты невиновен...") он запорол. Впрочем, во втором отделении стало гораздо лучше. "Колизей", "Тореро" и "Улица Роз" -- просто пять из пяти. Песни из последних альбомов, изначально записанных с Житняковым, тоже хорошо звучали. Но вот что я заметил: самые эпичные моменты получались, когда Дубинин и Житняков пели вместе. Это наталкивает на мысль, что следующий шаг для Арии -- выступление не только с оркестром, но и с хором. Возможно, без вокалиста.
Ну нет в Екате площадок с нормальным звуком :-( Ни в спортзалах, ни в кинотеатрах. Хотя у нас слева вокал не пропадал. Зато скрипки резали уши. Потом выправилось.
Жена очень долго относилась со скепсисом к творчеству Арии, после ухода Кипелова. Но посмотрев юбилейный концерт "30 лет", ей начали нравиться и новые песни и новый вокал.
А я изначально старался предвзято не относиться к творчеству новой Арии, так что уже давно получал удовольствие от прослушивания новых композиций и извинившиеся старые, слушаю тоже с интересом. Чего собственно и всем желаю :)
На первой же песни возник немой вопрос: звукорежиссер в зале есть?! Потому что вокал то пропадал целиком, то перекрывал весь оркестр. Местами это возникало на всём протяжении концерта.
Вокал Михаила Житнякова меня не порадовал. Говорю не о тональности пения, а об эмоциях. Почему первый куплет "Палача" он рассказал как лирический стишок? Где, чёрт возьми, боль того, чей "плащ кровь впитал и дрожь времен"?! Далее, "Кровь королей". Хорошее решение отдать интро Виталию, тем резче переход к истории самого короля Артура. Но где та ярость, с которой её рассказывал Беркут? Где чувства того, кто "на битву спешит, сыном преданный"? Провал.
Местами Михаилу как будто не хватало воздуха. Бридж в "Антихристе" ("для миллионов ты невиновен...") он запорол. Впрочем, во втором отделении стало гораздо лучше. "Колизей", "Тореро" и "Улица Роз" -- просто пять из пяти. Песни из последних альбомов, изначально записанных с Житняковым, тоже хорошо звучали. Но вот что я заметил: самые эпичные моменты получались, когда Дубинин и Житняков пели вместе. Это наталкивает на мысль, что следующий шаг для Арии -- выступление не только с оркестром, но и с хором. Возможно, без вокалиста.
Тольк это
сольник Кипелова с Мавриным из 1997.
А я изначально старался предвзято не относиться к творчеству новой Арии, так что уже давно получал удовольствие от прослушивания новых композиций и извинившиеся старые, слушаю тоже с интересом. Чего собственно и всем желаю :)