Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В Екатеринбурге могут исчезнуть рекламные скамейки и велопарковки. Их установили нелегально

22 августа 2019, 18:56
Мнения участников рекламного рынка разделились. Одни считают, что городу нужны дополнительные скамейки и велопарковки, другие — что такие рекламные конструкции только портят городской пейзаж, а пользоваться ими по прямому назначению неудобно.

Свердловское управление антимонопольной службы (УФАС) требует убрать рекламу со скамеек и велопарковок, сообщают 66.RU участники рынка.

В городе сложилась следующая практика: рекламораспростронитель ставит скамейки и парковки для велосипедов за свой счет, а потом монетизирует их. Но в большинстве случаев — конструкции ставят нелегально. Предприниматель не платит за землю, на которой размещается, не регистрирует право на распространение рекламы в этом месте.

В пресс-службе свердловского УФАС 66.RU рассказали, что пока выдвинуто единичное требование — убрать этот тип конструкций на переркрестке ул. Ленина и ул. Московская до 15 октября. Но работа в направлении очистки города от рекламы на скамейках и велопарковках продолжится, потому что нелегальной рекламы такого рода стало слишком много.

Кто пострадает

Директор рекламного агентства TigerTiger Александр Тюленев рассказал 66.RU, что такой вид распространения рекламы является очень узким сегментом рынка. Поэтому, по мнению Тюленева, от ликвидации конструкций пострадают не столько рекламораспространители, сколько город.

Александр Тюленев, директор рекламного агентства TigerTiger:

— Сегодня в Екатеринбурге не так много хорошо благоустроенных мест общественного пользования, и этих самых скамеек часто не хватает. Если скамейка красивая и стоит там, где в ней есть необходимость, если реклама на ней не нарушает закон, то почему бы и нет?

Участник рынка добавил, что важно законно оформлять такие конструкции, но сделать это сложно даже крупной компании. Поэтому нужно решать вопрос с упрощением процедуры согласования рекламных парковок и скамеек, а не запрещать вид рекламы. Но скамейки должны быть красивые и не портить внешний вид города.

Если рекламные скамейки запретят, потребность в рекламе у бизнеса не исчезнет. Тюленев считает, что, скорее всего, из культурного скамеечного формата реклама уйдет в нелегальную расклейку афиш, объявлений и т.д.

Больше всего от запрета пострадает малый и средний бизнес. Поскольку оценить эффективность рекламной кампании на таких носителях сложно, крупные компании редко выбирают этот способ.

Сами виноваты

Не все участники рынка разделяют такую позицию. Несколько из них сообщили 66.RU, что конструкции портят городскую архитектуру и часто не выполняют урбанистской функции — на скамейках неудобно сидеть, на парковках неудобно ставить велосипед.

Александра Гречко, исполнительный директор Первого клиентского агентства (входит в Be Brand Group) :

— Среди наших клиентов этот способ рекламного размещения не пользуется популярностью, несмотря на доступность и легкость исполнения. К тому же давайте не забывать об урбанистической стороне — этот вид рекламы портит визуальную целостность городского пейзажа.

В среднем рекламораспространитель может получить доход порядка 2–7 тыс. руб. в месяц с каждой конструкции в зависимости от ее расположения, рассказал РБК Екатеринбург руководитель по развитию Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) на Урале Валерий Гылка. У крупнейших игроков на этом рынке около 1200 конструкций, если предположить, что они сдают хотя бы половину своих поверхностей, то месячный доход составит около 1,2 млн руб. в месяц.

В Екатеринбурге всего 2–3 таких крупных рекламораспространителя. По словам Гылки, мэрия города, МУГИСО и АКАР Урал вели переговоры с этими компаниями, предлагая варианты легализации бизнеса. В том числе компании могли разместить скамейки на площадках в торговых центрах, которым в любом случае необходимо обустраивать инфраструктуру внутри, и они не против принять скамейки с рекламой. Но решить вопрос таким образом не удалось.

Что делать

В международном опыте существуют кейсы по взаимодействию городского управления и рекламораспространителей с пользой для обеих сторон.

Александр Тюленев:

— В Париже ИКЕА ставила диваны в метро. Очень круто! В США с 2014 года устанавливают «умные» скамейки — с USB-разъемами для зарядки гаджетов и wi-fi (такие, в частности, стоят в Центральном парке). Кроме того, в них встроен дисплей для трансляции рекламных объявлений. Красиво и функционально. Подобный формат сейчас развивают в Канаде, Германии и некоторых других странах Европы, в Саудовской Аравии

Еще один вариант взаимовыгодного сотрудничества — превратить часть скамеек в арт-объекты, считает Александра Гречко. По ее мнению, для Екатеринбурга эта стратегия актуальна еще и по причине развитого уличного искусства.

По словам Валерия Гылки, за рубежом существует практика сотрудничества рекламораспространителей и городов в части создания остановок. В Екатеринбурге существует подобный проект, его разрабатывает «Мегафон». Мобильный оператор создал остановку с подогревом и USB-проводами для зарядки телефонов. На улицах города проект еще не реализован.