Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Обилетил! Директор ТТУ подарил московским рекламщикам десятки миллионов рублей

17 июля 2014, 14:06
Обилетил! Директор ТТУ подарил московским рекламщикам десятки миллионов рублей
Фото: архив 66.ru
Мы нашли дверь в удивительный мир рекламных бюджетов Трамвайно-троллейбусного управления. И там узнали: городская казна на дорогой транспортной рекламе почти ничего не зарабатывает, отдавая львиную долю прибыли армянам из Москвы.

Два трамвайчика Портала 66.ru заканчивают свое путешествие по улицам Екатеринбурга. Они (один — обклеенный номерами машин, а второй — стальными мышцами робота-трансформера) катались по городу целый год. И за это время принесли рекламной компании и Трамвайно-троллейбусному управлению 587 328 рублей. А это — 23 493 билетика по самому высокому в Екатеринбурге тарифу в 23 рубля.

Конечно же, это не чистая прибыль ТТУ, которую можно целиком истратить на проезд льготников. Из общей суммы надо вычесть все издержки и комиссию рекламщиков-посредников. Предлагаю этим и заняться — для того чтобы осознать объемы рекламных денег и понять, можно ли за счет этих средств решить неоднократно озвученную с самых разных трибун проблему высокой цены проезда в екатеринбургском общественном транспорте и катастрофической нехватки денег на компенсации за перевозку упомянутых уже льготников.

Обилетил! Директор ТТУ подарил московским рекламщикам десятки миллионов рублей

Наш трамвай с автомобильными номерами на борту даже удостоился третьего места на столичном конкурсе наружной рекламы. Правда, приз почему-то дали аффилированному с екатеринбургской «ГорТрансРекламой» столичному агентству «Нью-Тон». Хотя идею и макеты этой рекламной кампании 66.ru разрабатывали наши местные ребята из РА «Космос».

На всякий случай коротко напомню суть транспортного конфликта между городом и областью. Как утверждают в мэрии, денег у муниципальных транспортников нет. Вообще нет. Парк ветшает и разваливается на ходу, зарплаты платить все сложнее. И, по логике городской администрации, все это происходит из-за того, что региональная власть не выполняет своих обязательств — не компенсирует муниципалитету затраты на бесплатный проезд «льготных категорий граждан». Хотя обещала. Как неоднократно заявлял на разных совещаниях вице-мэр Александр Высокинский, речь идет об 1,2 млрд рублей в год. Запомните эту цифру. Она нам еще пригодится.

Область, в свою очередь, сообщает, что ничего городу не должна и что муниципальным служащим «стоило бы более эффективно управлять транспортными предприятиями и поискать внутренние резервы для компенсации затрат». Об этом, в частности, говорил губернатор Евгений Куйвашев незадолго до того, как силовики пришли с обысками к бывшему (теперь уже) главе ЕТТУ Александру Мирошнику — как раз по поводу его «неэффективности».

Г-на Мирошника спешно перевели на новую должность — назначили главой Октябрьского района. Очевидно, так его пытаются защитить от уголовного преследования, которое касается лишь строительных махинаций на 600 тыс. рублей. Пока. Вполне возможно, сыщики будут копать дальше и дойдут, в частности, до рекламных бюджетов ТТУ. А там все очень странно и удивительно.

Вернемся к нашим трамвайчикам. Каждый, как вы поняли, стоил нам 293 664 рубля. Эти деньги мы отдали компании «ГорТрансРеклама — Екатеринбург», которая оказалась монополистом в своем сегменте. Никто кроме нее не в силах разместить рекламу на трамваях и троллейбусах. Ни у кого больше нет волшебного прямого договора с ТТУ. Компания сделала нам скидку 7% — прайсовая стоимость аренды одного рекламного трамвая в год — 311,5 тыс. рублей.

Обилетил! Директор ТТУ подарил московским рекламщикам десятки миллионов рублей

Из них 149 тыс. — затраты на печать рекламных наклеек и, собственно, на их монтаж. Эти суммы мы отбросим — они к ТТУ никакого отношения не имеют. Оставим только 161 800 рублей — стоимость годовой аренды бортов. То есть эти деньги рекламодатель платит только за то, что трамвайчик ездит по рельсам с его рекламой на боках. Никаких издержек от этого, как вы понимаете, ЕТТУ не несет вообще. Одна лишь прибыль, которую транспортники делят с рекламщиками. И вот тут начинается интересное — договор между «ГорТрансРекламой» и ТТУ.

Это удивительный документ (с полным его текстом, кстати, можно ознакомиться здесь), который предполагает, что рекламная компания ежегодно перечисляет муниципальному транспортному предприятию фиксированную сумму, а взамен получает возможность безгранично использовать парк ТТУ в своих рекламных целях.

Обилетил! Директор ТТУ подарил московским рекламщикам десятки миллионов рублей

Даже если предположить, что «ГорТрансРеклама» сумеет обклеить лишь 60% трамвайного парка города, при средних прайсах этой организации выходит, что на одних только вагонах в 2014 году она заработает 44,6 млн рублей. А есть еще троллейбусы. Там цены немного ниже — 134,4 тыс. за год аренды одной машины. Да и самих троллейбусов в городе меньше: 250 машин против 459 трамвайных вагонов. Но и с них при той же загрузке компания вполне может получить в этом году чуть больше 20 млн рублей. И не забудем о рекламе в салонах, на которой «ГорТрансРеклама» в 2014 году заработает, по самым скромным подсчетам, порядка 40,2 млн (также при загрузке рекламных мест всего на 60%).

Итого: как минимум 104,9 млн рублей в этом году.

Теперь самое интересное. По заключенному с ТТУ договору, из этой суммы муниципальным транспортникам компания отдаст чуть больше 15 млн. То есть гарантированно сработает с прибылью в 84%.

Для рекламного рынка Екатеринбурга это невероятный показатель. К примеру, комиссия, которую компании-посредники закладывают при размещении наружной рекламы, колеблется в диапазоне 5–15%. А здесь 84%! Минимум!

Если пересчитывать прибыли в поездках общественным транспортом, то получится, что в этом году «ГорТрансРеклама» отдаст ТТУ 652 тыс. билетиков по 23 рубля, а себе оставит почти 4 млн билетов, что, на наш взгляд, как-то не очень справедливо.

Как эта компания добилась столь приятных ставок и почему именно она оказалась единственной, у кого есть прямой доступ к трамваям и троллейбусам, — большой вопрос. Логично предположить, что в списке собственников «ГорТрансРекламы» значатся люди, обладающие, так скажем, неформальными связями с руководителями ТТУ или более высокими муниципальными служащими.

Обилетил! Директор ТТУ подарил московским рекламщикам десятки миллионов рублей

Согласно данным системы раскрытия информации «СПАРК», «ГорТрансРеклама» принадлежит московской «Сити Сайн Групп».

Обилетил! Директор ТТУ подарил московским рекламщикам десятки миллионов рублей

А эту структуру, в свою очередь, контролирует некое ООО «Региональные проекты», принадлежащее Баргату Пушкиновичу Газаряну, Ромео Анушавановичу Геворкяну и Игорю Аркадьевичу Гончарову. Об этих людях на местном рынке толком ничего не знают. Говорят лишь, что в столице «Сити Сайн Групп» работает под брендом РА «Нью-Тон» (не путать с екатеринбургским PR-агентством «Ньютон»).

Обилетил! Директор ТТУ подарил московским рекламщикам десятки миллионов рублей

Зато директором столичной «Сити Сайн Групп» значится Армен Артемович Газарян. Человек с теми же фамилией, именем и отчеством некогда занимал пост заместителя руководителя «Екатеринбурггаза».

И каким-то волшебным способом господа Газаряны, Геворкян и Гончаров монополизировали сегмент рекламы в трамваях и троллейбусах Екатеринбурга вплоть до 2025 года. У нас есть всего две версии того, как это у них получилось.

Версия первая: руководитель ТТУ допустил просчет и некомпетентно упустил дополнительную прибыль, в которой так нуждаются рассыпающиеся трамваи и низкооплачиваемые кондукторы. Но если это так, не ясно, зачем его назначили главой целого района.

Версия вторая: топ-менеджеры Трамвайно-троллейбусного управления вступили в сговор с частной компанией и обогатились за счет потерь городского бюджета. Но тогда не ясно, почему этим делом не занимаются сыщики, а вместо этого расследуют скромное на фоне указанных выше сумм хищение в 600 тыс. рублей.

Но вернемся к компенсациям льготного проезда и посчитаем, сколько дополнительных денег смогли бы собрать муниципальные транспортники, если бы работали по общепринятым законам рынка наружной рекламы. Если бы ТТУ ограничило своего контрагента среднерыночной комиссией в 10%, вместо нынешних 15 млн, за год Управление собрало бы порядка 94,4 млн рублей. А «ГорТрансРеклама» довольствовалась бы прибылью в 10,49 млн от аренды трамваев и троллейбусов.

В Екатеринбурге есть еще метро и автобусы. Навряд ли обороты в этих двух сегментах рекламы на транспорте сильно больше, чем у троллейбусов и трамваев. Но если грубо предположить, что метро и автобусы приносят столько же, совокупно в 2014 году с муниципальных транспортников бюджет мог бы собрать порядка 283 млн. Это 12,3 млн проездных билетов. Но все равно — лишь 19,8% от суммы необходимых компенсаций в 1,2 млрд, о которой говорит Александр Высокинский.

Так что привести в порядок рекламную стратегию муниципальных транспортников мэрии, конечно, давно пора. Но только за эти деньги возить льготников она не сможет. Потому диалог на повышенных тонах с областными городские, видимо, продолжат.

Инфографика: Сергей Логинов для 66.ru