— На Ваш взгляд, насколько успешно развивается политика импортозамещения в производстве мяса, молочной переработке, выращивании овощей? Можно ли говорить о снижении конкуренции со стороны импорта в этих отраслях?
— Конъюнктура рынка пищепрома для российских производителей складывается благоприятная, отрасль поддерживается государством, доверие потребителей к отечественному мясу, молоку и овощам крепнет. Позитивным фактором является и то, что крупные ритейлеры вынуждены больше внимания уделять отечественным производителям, даже федеральные сети заключают договоры с поставщиками южного региона. Отсутствие импортных товаров на полках магазинов приводит к тому, что спрос на продукцию местных производителей увеличивается, создавая условия для выхода на рынок новой продукции — различных сортов сыров, колбасных изделий и деликатесов из мяса.
Но подводить итоги политики импортозамещения рано: далеко не все предприятия смогли воспользоваться ситуацией, большинству не хватило мощностей и средств на расширение и модернизацию производства.
— Как Вы считаете, какая из этих сфер максимально выиграла за счет эмбарго и в связи с чем именно?
— В наиболее выигрышной ситуации находятся производители сырья. Политика импортозамещения дала толчок для развития малого и среднего бизнеса в этом секторе. За период с января по октябрь 2015 года Краснодарский край увеличил объем прироста производства свиней на более чем 11 тыс. тонн по отношению к 2014 году и занял пятое среди всех регионов России. С другой стороны, ряд крупных мясоперерабатывающих предприятий Кубани в настоящий момент сократили объемы производств на 50–70%, находятся на грани банкротства (Медведовский мясокомбинат) или уже закрылись (Краснодарский, Бабаевский мясокомбинаты). Это связано с тем, что покупательская способность населения падает, и они не могут сбыть произведенную продукцию на внутреннем рынке.
В Ростовской области политика импортозамещения положительно сказалась на производителях овощей и фруктов, особенно с длительным сроком хранения, таких как картофель, лук, морковь, яблоки. Благоприятный климат региона, высокая урожайность почв, развитая логистическая инфраструктура и обеспеченность энергоресурсами предоставляет производителем хорошие возможности. За последние годы крупные отечественные агрохолдинги начали увеличивать свои мощности за счет строительства новых предприятий для выращивания овощей, фруктов и зелени в ЮФО (ООО УК «Фабрика овощей), и эта тенденция продолжится. Способствует этому и сложившаяся в ключевых регионах позитивная практика привлечения инвесторов и поддержки инвестпроектов региональными властями на всех этапах их реализации.
— По Вашему мнению, насколько остра проблема серого импорта в вышеназванных отраслях? На Ваш взгляд, способствовало бы дальнейшему развитию пищепрома продление продовольственного эмбарго на несколько лет?
— Серый импорт, в первую очередь, негативно сказывается на потребителях продукции. Мы вынуждены платить завышенную цену на продукты питания, оплачивая расходы поставщика за их транспортировку через третьи страны, не попавшие под российское эмбарго. Эта проблема острая, но бороться с ней практически бесполезно. Она исчезнет сама собой, когда российские предприятия смогут удовлетворить внутренний спрос качественной продукцией. В какой-то степени продовольственное эмбарго может способствовать этому процессу, но только в совокупности с другими мерами государственной экономической политики.
— Какие еще меры со стороны государства могут стимулировать развитие пищепрома в России?
— Главной проблемой остается недоступность кредитных средств, длинных денег. Государству необходимо наладить такую систему поддержки предприятий АПК, чтобы обеспечить производителей финансовыми ресурсами своевременно и на адекватных условиях.
Если смотреть на дальнюю перспективу, то отечественным предприятиям уже сейчас следует работать над развитием экспорта, прощупывать рынки ближнего и дальнего зарубежья. Особенно это касается переработчиков мяса. В связи с тем, что внутренний спрос ограничивается покупательской способностью населения, то излишек продукции при падении национальной валюты может быть реализован на внешних рынках. Но выход на экспорт — процесс сложный и длительный. И в этом отношении государство могло бы предпринять ряд мер, направленных на его оптимизацию.
Подробнее на сайте