Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Эксперт БКС сравнил кризисы 1998 и 2014 годов

12 ноября 2014, 12:59
Новости партнеров
Интервью с Константином Ванеевым, директором филиала БКС Премьер в Екатеринбурге.

— Понятно, что ситуация в экономике РФ тогда и сейчас очень различается, но может быть есть что-то общее?
— Ситуация принципиально отличается: тогда российская экономика была нерыночной, валютный курс регулировался Центральным банком и плохо, финансовый сектор был монополизирован небольшим количеством банков. Все это позволило организовать атаку на рубль. На сегодня экономика значительно более рыночная, открытая и конкурентная (особенно в сфере финансов), курс рубля преимущественно плавающий, у ЦБ значительно больше опыта по проведению валютной политики и совершенно другой уровень резервов, монетарная политика значительно более жесткая (избытка рублей в банковской системе нет). Общее: экономика по-прежнему зависит от валютных притоков от экспорта, а те — от цен на сырье.

— Каковы угрозы для рубля сейчас есть в российской экономике?
— Курс рубля определяется многими факторами, среди которых основные — сальдо торгового баланса и счета текущих операций, эффективность и гибкость денежно-кредитной политики ЦБ, уровень привлекательности экономики для инвестиций. По первым двум пунктам дела обстоят неплохо, что позволяет говорить о том, что при отсутствии глубокого падения цен на сырье курс рубля имеет все шансы стабилизироваться и даже подрасти. Однако третий пункт и связанный с ним вопрос о геополитических рисках серьезно давит на рубль. Главные угрозы — затяжное падение цен на нефть и длительный период санкций. В этом случае валютный приток в РФ существенно снизится, а давление на резервы ЦБ серьезно возрастет. Рубль окажется под сильным давлением, а перед ЦБ встанет дилемма: ужесточать политику (чтобы сохранить резервы), что приведет к еще более быстрому замедлению экономики, или — смягчать политику, что может подорвать макроэкономическую и финансовую стабильность и привести к существенной девальвации российской валюты.

— Не грядет ли на валютном рынке черный вторник (или другие дни недели) сейчас?
— В случае внешнего шока — резкое снижение цен на нефть, введение новых санкций, обострение отношений между РФ и Западом — рубль может оказаться под серьезным давлением. Однако ситуация, сходная с 1994 г., вряд ли повторится: достаточно посмотреть на динамику рубля в начале марта с.г. чтобы представить возможный шок и реакцию рынка. Это несопоставимо с тем, что было 20 лет назад.

— Возможно, у Вас есть свои мысли по поводу устойчивости рубля и роли в этом правительства, ЦБ и т. д.?
— Я считаю, что переход к плавающему курсу рубля правильный. Однако для того, чтобы он был эффективным, необходимо существенно уменьшить спекулятивную составляющую на валютном рынке — через ограничение хождения иностранных валют внутри РФ. Среди крупных экспортеров сырья Россия, пожалуй, единственная страна с таким либеральным валютным режимом. Это делает ее очень уязвимой к колебаниям сырьевых цен, которые РФ контролировать и прогнозировать не может. Например, в таких странах как Австралия или ЮАР резиденты не могут открыть банковские счета в иностранной валюте, а покупки наличной валюты ограничены. Это позволяет защитить внутренний рынок и экономику от спекулятивного давления. При этом валюты этих стран достаточно свободно «плавают» относительно доллара и других валют. На длительном этапе такая политика позволяет обеспечить достаточно стабильный курс валюты без присутствия ЦБ на валютном рынке. Такая модель подошла бы и России, но проблема в том, что отказ от либеральной валютной политики может спровоцировать массовый отток вкладов населения в наличную валюту и подорвать устойчивость банковской системы. Так что переход к такому режиму — дело длительное и тонкое.

Подробнее на сайте