Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Восточная Европа и страны СНГ в ожидании новой волны кризиса

12 сентября 2012, 11:12
Новости партнеров
По результатам исследования НФК компании, работающие с покупателями на территории бывшего СССР и с российскими клиентами, не прогнозируют каких-либо финансовых затруднений у своих контрагентов.

Согласно последнему исследованию компании «Атрадиус» компании стран Восточной Европы обеспокоены возможным ухудшением платежной дисциплины в регионе. В России же ожидания оптимистичные.

Восточная Европа

Результаты исследования были получены после проведения интервью с представителями 820 компаний в 4 странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и Словакия). 29% респондентов ожидают повышения кредитных рисков в ближайшие 6 месяцев, и только 9,5% предполагают, наоборот, снижение рискового давления на бизнес. Чешские предприниматели в большей степени ожидают ухудшения ситуации с платежеспособностью (41,2%); представители Польши также скорее разделяют это мнение (35,1%).

Для сокращения просрочек и прецедентов неплатежей и повышения защиты бизнеса от кредитных рисков больше половины респондентов (53,4%) планируют в течение ближайших 6 месяцев повысить интенсивность и частоту напоминаний контрагентам о необходимости вовремя производить оплату, а также более внимательно подходить к проверке платежеспособности своих новых клиентов. Предприниматели из Польши и Словакии больше других задумываются о подобных мерах (56% в выборке по каждой из этих стран).

Проблемы в экономике этих четырех стран уже привели к тому, что более 30% оплат в сегменте B2B происходит с задержкой и порядка 2% не оплачивается вообще, причем главная причина — это недостаточность средств для расчетов с контрагентами. Больше всего проблем с просрочками в Словакии (35,7% внутренних платежей в сегменте B2B просрочено). В среднем остается неоплаченными 2,6% счетов по внутренним торговым операциям и 1,8% — по экспортным. Самая печальная картина с неплатежами в Польше — порядка 4,4% по внутренним торговым операциям и 4,1% — по экспортным.

Россия и страны бывшего СССР

Результаты исследования были получены после проведения интервью с представителями порядка 20 экспортеров сегмента B2B, отгружающих товар Клиентам в Украину, Белоруссию, Казахстан и Молдову, и 80 компаний, чьи Покупатели находятся территории РФ.

Страны бывшего СССР

Абсолютное большинство Поставщиков уверены в том, что в ближайшие 6 месяцев платежная дисциплина Покупателей из стран бывшего СССР не претерпит никаких изменений — только два респондента выразили опасение, что возможно некоторое ухудшение. Несмотря на такой оптимистичный настрой, опыт прошлого кризиса вынуждает Поставщиков принимать превентивные меры — более 60% респондентов планируют определенные действия, направленные на повышение безопасности их бизнеса при работе с иностранными Покупателями. Самым популярными мерами являются более тщательная проверка контрагентов (45%) и перевод Покупателей на факторинг с исключением риска неплатежа (36%). Такие меры, как сокращение сроков отсрочки или отказ от коммерческого кредитования иностранных Покупателей — это скорее частные случаи, чем закономерность (не более 10% ответов в общем объеме выборки).

Больше половины респондентов отметили, что сталкиваются с задержками в оплатах со стороны иностранных Покупателей. Однако, какой-то закономерности, связанной с ухудшением платежной дисциплины, нет — респонденты говорили как об ухудшении финансового состояния Клиентов, так и о форс-мажорных обстоятельствах. Также среди ответов респондентов прозвучали следующие: недобросовестность Покупателей, желание кредитоваться за счет Поставщика, а также снижение спроса на товар.

Россия

У Поставщиков, чьи Покупатели находятся на территории РФ, также преобладает оптимистическое настроение — 85% респондентов сказали, что не ожидают ухудшения платежной дисциплины в ближайшие 6 месяцев. Однако половина компаний, принявших участие в исследовании, рассматривает различные инструменты повышения безопасности бизнеса. Самой популярной мерой является факторинг (37%), затем более тщательная проверка Покупателей (20%) и превентивные меры — сокращение сроков отсрочки (18%), отказ от отсрочки (8%) и предоплата (8%).

Более 80% респондентов отметили, что их Покупатели допускают просрочки в оплате товара, порядка 40% признались, что сталкиваются с прецедентами неоплат. Среди причин просрочек и неплатежей в сегменте B2B можно две основные причины — это недобросовестность контрагентов (24%) и фактор сезонности, когда Покупатели испытывают нехватку оборотных средств для расчета с Поставщиками (24%).

Корнелиу Робу, заместитель Председателя Правления НФК:

— Несмотря на то, что большая часть участников нашего исследования открыто заявляет, что не ждет ухудшения платежной дисциплины своих Покупателей в ближайшие 6 месяцев, намерения бизнеса обезопасить себя от возможных потерь все же косвенно подтверждают наличие некоторых опасений. Видимо колебания курса рубля последних полутора месяцев, снижение цены на нефть и пессимистичные новости из стран Европейского Союза оказывают эмоциональное давление на бизнес — пока очевидных причин для ужесточения политики риск-менеджмента в компаниях мы не видим.

Подробнее на сайте