Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

НФК рассказала, как выбрать факторинговую компанию

19 октября 2011, 10:11
Новости партнеров
Если сделать неправильный выбор, можно потерять не только время, но и деньги.

НФК пошагово рассказала о том, как компании выбрать провайдера факторинговых услуг. Во-первых, компания должна осознать потребность в факторинге. Если у нее есть широкий круг покупателей, постоянно закупающих товар с отсрочкой — это главная характеристика торговой деятельности компании, которой нужен факторинг, однако далеко не единственная. Обычно потребность в факторинге возникает тогда, когда в стабильной жизни компании совершаются изменения. Например, покупатели хотят увеличить срок отсрочки, компания выходит на новых покупателей или не хочет работать с крупными дистрибьюторами в пользу большого количества мелких покупателей.

Светлана Волошина, финансовый директор компании «Донсталь»:

— У нас не было возможности предоставлять отсрочку своим покупателям, потому как со своими поставщиками мы работали по предоплате. Возникновение кассовых разрывов при предоставлении отсрочки привело бы к неутешительным последствиям. Но покупатель не мог оплачивать поставки сразу, а терять такого клиента не хотелось. Решение сложившийся ситуации подсказал сам покупатель, предложив нам заключить договор с факторинговой компанией.

В этой ситуации в результате перемен у покупателя — дефицита денег для работы по предоплате, произошло изменение у поставщика — риск просрочек со стороны дебитора. Эти события привели к осознанию потребности в факторинге у обеих сторон. Покупатель нуждался в отсрочке платежа, а поставщик — в ресурсе, позволяющем избежать кассовых разрывов.

После того, как пришло осознание потребности в факторинге, нужно рассмотреть альтернативные решения — кредитование под товары в обороте, овердрафт, страхование кредитных рисков, собственные ресурсы. Если можно изыскать решение внутри, то это и стоит выбрать. «Донсталь» и его покупатель решили, что решением для них будет появление в торговой цепочке «Поставщик-Покупатель» третьей стороны — факторинговой компании.
Когда выбор в пользу факторинга сделан, необходимо определиться, с какой же факторинговой компанией работать. Именно от этого выбора зависит конечный результат — достижение той цели, которую перед собой ставит компания, принимая решение об использовании факторинга.

Казалось бы, набор продуктов и технических возможностей у факторинговых компаний один и тот же. Однако главное, чем они отличаются, — это способность удовлетворить потребности клиентов. Российский факторинговый рынок молод, и на нем еще нет стандартных услуг, поэтому сегодня под видом факторинга продаются весьма разные решения.

Сначала нужно узнать у консультанта факторинговой компании, может ли фактор удовлетворить базовую потребность — финансировать оборотный капитал и/или исключить риск неоплаты отгружаемого с отсрочкой товара. Нужно внимательно изучить договор факторинга, юридическую конструкцию факторинговой сделки. Это может быть уступка дебиторской задолженности или ее покупка, когда при получении денег от фактора клиент списывает «дебиторку» с баланса. На следующем этапе консультант факторинговой компании должен объяснить, сколько будут стоить услуги. Необходимо разобраться в тарифной политике, понять, от чего зависит стоимость и как она меняется, если покупатели просрочивают оплату товара. Сначала могут пообещать 12% годовых, а при просрочке в платежах они могут превратиться в 24%, а то и больше. Потом необходимо узнать ресурсы фактора — есть ли электронный документооборот, как быстро «запускается» факторинговое обслуживание, со всеми ли покупателями фактор готов работать, как сильно он вмешивается в отношения с дебиторами (на самом ли деле проводятся мероприятия, связанные с обеспечением своевременного поступления платежей и что они в себя, собственно, включают). Компания должна понимать, что наличие или отсутствие каких-либо возможностей будет влиять не только на обслуживание, но и на работу компании. Весьма полезно поговорить с клиентами фактора и задать все вопросы. Можно запросить контакты нескольких клиентов, или найти отзывы на сайте. Увы, далеко не все факторы способны удовлетворить любые потребности.

Ольга Мочалова, главный бухгалтер компании «Сервисторг Урал»:

— Мы сами приняли решение о начале работы по факторингу. С нашей факторинговой компанией сотрудничаем не так давно, поэтому еще случаются неприятные моменты, которых, надеемся, в дальнейшем удастся избежать. Была ситуация, когда мы отгрузили покупателю товар, но сумма поставки, как потом оказалась, превысила остаток лимита по данному дебитору. В итоге сумма финансирования по этой поставке была ниже той, на которую мы рассчитывали. Такого бы не произошло, если бы мы на тот момент могли отслеживать остаток по лимиту на каждого дебитора. Чтобы исключить подобные случаи, нам бы пришлось перед отгрузкой запрашивать у своих дебиторов «платежки» в адрес фактора и вычитать эти суммы от лимитов, установленных на данных дебиторов. Только после этого можно было бы спокойно отгружать им товар на оставшуюся от лимита сумму. Но это очень неудобно. После того, как нас подключили к электронному документообороту, ситуация изменилась.

Сменить факторинговую компанию можно, но вряд ли можно будет вернуть время или недополученную прибыль. Итак, решая выбрать факторинговую компанию нужно выбирать не продукты и тарифные планы, а смотреть на реальные возможности фактора решать существующие задачи компании, не создавая при этом других.

Подробнее на сайте