Около 80% банков сегодня такое согласие у клиента запрашивают. При этом пока у граждан остается право выбора, соглашаться или нет. Источник газеты «Известия» в ЦБ подтвердил, что нововведения позволят решить кучу проблем — например, выявлять заемщиков, которые по несколько раз перекредитовываются в разных банках.
«Мы поддерживаем такую инициативу, но ограничивать ее 1 миллионом рублей не надо», — сообщил Порталу 66.ru генеральный директор Национального бюро кредитных историй.
Александр Викулин, генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ):
— Необходимо отменять получение согласия для любых кредитов. Права добросовестных заемщиков это никоим образом не нарушает. Они, наоборот, заинтересованы, чтобы их хорошая история была видна всем банкам. А тем, кому есть что скрывать, необходимо дать четко понять, что при получении нового кредита будет учитываться вся информация по их обязательствам. И банки будут уверены при кредитовании заемщиков: данные о любом клиенте есть в БКИ. Именно такая практика используется на развитых и транспарентых кредитных рынках.
Некоторые эксперты отмечают, что при реализации инициативы у банков появится масса дополнительных обязанностей, на которые необходимо будет затрачивать в разы больше времени и привлекать дополнительный персонал. Другие игроки рынка отмечают, что особых изменений не предвидят.
«В целом сам процесс сильно не изменится», — рассказал 66.ru заместитель председателя правления банка «Кольцо Урала».
Константин Богатырев, заместитель председателя правления КБ «КОЛЬЦО УРАЛА»:
— Внесение предложенных поправок позволит кредитору повысить качество управления рисками и снизить долю просроченных кредитов. Данная мера повысит прозрачность заемщиков для кредитных организаций, недобросовестным клиентам будет значительно сложнее перекредитоваться. С другой стороны, особых изменений в процесс кредитования данная законодательная инициатива не внесет, так как сегодня и так большинство заемщиков дают согласие на передачу данных в БКИ — независимо от суммы кредита.
В связи с тем, что многие банки пытаются избежать ненужных рисков, они попросту отказывают клиентам, которые не дают свое согласие. Поэтому во взаимоотношениях с клиентом тоже мало, что поменяется.
Денис Бабушкин, руководитель дирекции розничных продаж УБРиР:
— Не думаю, что такие изменения в законодательстве приведут к каким-то изменениям в поведении заемщиков. Если человек нуждается в деньгах, он готов пройти такую стандартную процедуру, как получение кредитных отчетов из Бюро кредитных историй. Отказываются единицы, и это служит для банка сигналом того, что с кредитным прошлым у заемщика есть проблемы. Если заявление не подписано, наш банк не оформляет кредит.
Заострить внимание нужно и на правах заемщиков. Ряд экспертов отмечает, что сейчас клиент обладает возможностью сохранить конфиденциальность. С принятием поправок это право потеряется. Как нам сообщили в Федеральной службе по финансовым рынкам по УрФО, если заемщик посчитает, что его законные права нарушены, он может обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Нужно добавить, что ни одно из 26 действующих сегодня в России БКИ стопроцентную гарантию защиты персональных данных не дает.
В настоящий момент согласие клиента выглядит примерно так. Обычно оно прописывается в кредитном договоре, а также на отдельном листе. |
Сейчас констатировать можно одно: с принятием законопроекта банкиры точно отсекут от получения займов и кредитов некую часть граждан. Чью жизнь это сделает «более лучше» — банкиров или заемщиков, остается вопросом.
Текст: Алексей Меркулов