Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Горные гопники спускаются из аулов, а потом…» Третья серия автопробега по Шелковому пути

23 мая 2017, 09:00
Колонка
«Горные гопники спускаются из аулов, а потом…» Третья серия автопробега по Шелковому пути
Фото: 66.RU
У них была канистра, лопата, палатка и старенькая BMW. Странный набор для преодоления 8 000 км Центральной Азии, но когда начал, трудно остановиться. Пусть даже без радиатора и с вытекшим антифризом.

Екатеринбургский бизнесмен Василий Созин с товарищем решили проехать по маршруту старинного Шелкового пути. В первых двух сериях казахские гаишники выпросили у них почти все деньги, но не возвращаться же теперь, правда? Тем более когда на очереди Тогуз-Булак, Алмалуу, Койтак и даже Ош!

День 7. Бишкек — башня Бурана. Пробег 200 км

— Киргизские деньги называются сомы, курс рубля к сому — примерно 1:1,2, то есть за один рубль дают 1,18–1,2 сома. Рублей у нас уже не было, мы меняли доллары. Для удобства считали цены как один к одному, почти как в Индии. Везде куча обменников — рубли, доллары, тенге и евро меняют без комиссии.

Примерно за 100 сомов купили местную симку. Связь в Киргизии более-менее, ловит почти везде, даже в горах. И в Казахстане, и в Киргизии при покупке симки паспорт не нужен.

Еда недорогая, рублей за 150–250 в местных кафе вполне можно насытиться. Ассортимент — все тот же: много разных видов лагманов и лапши — видимо, сказывается близость к Китаю и любовь китайцев к лапше. Попробовал в Бишкеке жареные манты — вкусно!

Бишкек — в прошлом Фрунзе, а еще раньше Пишпек — сравнительно молодой город, образовался в конце XIX века стараниями российского правительства. До прихода русских там была кокандская крепость, которую они благополучно разрушили. Дореволюционной застройки в городе почти не сохранилось, и смотреть там, как и в Алматы, практически не на что.

Сами местные затруднялись ответить, что у них есть интересного, максимум указывали на две площади и отправляли в горы: «В горах вся сила, уважаемый!»

Тем не менее площади мы посмотрели, и с учетом обеда на осмотр достопримечательностей киргизской столицы у нас ушло часа три. То есть да, Бишкек — совсем не туристический город, с places of interest там никак. Зато там много зелени, и это круто!

Город запомнился большим количеством памятников малоизвестным киргизским героям (формирование национальной идеи, все дела) и страшной уличной рекламой, из 90-х (это уже моя профдеформация).

Смотреть на памятники великим киргизам нам быстро надоело, и мы задумались, что же делать дальше. В планах была поездка в город Ош, но дорога в 700 км через перевалы — явно не лучшая затея на ночь глядя. Случайно на центральной площади под огромным флагом мы познакомились с туристкой Женей из Новосибирска, которая предложила нам съездить к башне Бурана. До башни — примерно 80 км через поселок с многосмысловым названием Кант.

Сама башня, в прошлом минарет, построенная в XI веке, не очень впечатлила — башня как башня, похожа на водонапорную, тем более что от нее куда-то исчезла верхняя часть.

Зато рядом с ней собран парк каменных изваяний, найденных археологами в Чуйской долине и ее окрестностях. Вот это реально круто! Сразу ощущается: ты попал в одну из колыбелей цивилизации!

Обратно поехали другой дорогой, через горы. Горы там потрясающие! Вообще Киргизия славится природными заповедниками — озером Иссык-Куль и горами. В заповедник (ближайший к Бишкеку зовется Ала-Арча) и на озеро мы не поехали. Собственно Тянь-Шань тоже толком не увидели. И теперь это must see на следующую поездку.

Обратная дорога через небольшой перевал глухая, но совсем не страшная. С ямами и выбоинами, местами грунтовка, но она того стоит. Виды шикарные! Если поедете, смотрите по «Гугл.картам» путь через поселки Тогуз-Булак, Алмалуу и Койтак. По километрам путь ненамного больше, но гораздо интересней. Уже в ночи мы вернулись в Бишкек, поужинали с Женей и ее друзьями-китайцами. Впереди долгий путь в южный город Ош, который запомнится нам высокими горными перевалами и… тесным знакомством с киргизскими автосервисами.

День 8. Бишкек — Джалал-Абад. Пробег 600 км

С утра позанимались машиной — поменяли передние колодки, залили свежее масло. Сервисы в Киргизии вполне бюджетные — замена масла (без фильтра) — 1400 сомов, замена колодок — 300 сомов. С бензином, кстати, тоже проблем нет — он сносного качества, цены чуть ниже российских (32–33 руб. за литр 92-го).

Из города выехали около 13:00. Идея была к ночи добраться до Оша, переночевать там, а затем двинуть в Узбекистан. Увы, график немного сбился…

Первые сто километров дорога идет вдоль гор, долго и муторно петляя через пригороды, поселки и рынки. Дороги в Киргизии оставляют желать лучшего — такое ощущение, что строили их еще при Советском Союзе, а затем почти не ремонтировали.

Тут не покидает впечатление, что находишься где-то в 90-х — куча каких-то мелких магазинчиков, вывески, сделанные на коленке, много больших, старых джипов, бодро прыгающих по кочкам. И вообще — какая-то общая простота нравов. Однако вполне безопасно, гаишники, в отличие от казахских, не проявляли к нам никакого интереса. Один раз нас остановили на посту в поселке Сосновка, перед самым подъемом в горы, но лишь для проверки документов.

Дорога через перевал платная, стоимость для легкового авто 350 сомов. По мне, так платная дорога могла бы быть и получше — очень узкая, убитая, средняя скорость километров 50–70. Но, как говорится, хозяин — барин.

Перегон через горы — пожалуй, самый тяжелый: мало того что ты поднимаешься на высоту 3200 метров, и там начинает болеть голова — дорога очень загруженная, по ней проезжает миллион фур и бензовозов, постоянные серпантины.

Местные дальнобойщики ездят очень жестко, пару раз нам чуть не в лоб приезжал бензовоз, и лишь реакция напарника позволила избежать аварии. Не зря этот перевал зовется дорогой смерти — за день мы увидели несколько аварий: бензовоз, утонувший в снегу на обочине, несколько разбитых легковушек и много обломков машин, когда-то не доехавших до дома.

Зато горы очень красивые! Постепенно оказываешься на высоте в несколько километров, и вокруг только скалы, покрытые снегом. Достопримечательность этой дороги — трехкилометровый тоннель на высоте более 3 км над уровнем моря, который называют «Воротами в ад». И немудрено — он очень узкий, в нем очень плохая видимость из-за выхлопных газов, и ехать по нему действительно страшновато.

Через 100–150 км «жести» дорога потихоньку начинает спускаться вниз, и открывается прекрасный вид на долину, где много горнолыжных баз. Наверное, зимой я бы по этой дороге не поехал.

Дальше дорога приводит к водохранилищу Токтогул. Оно потрясающее — огромный водоем посреди гор с водой изумрудно-зеленого цвета. При Советах здесь перегородили плотиной горную реку Нарын, и дорога долго-долго идет вдоль нее. Захватывающее зрелище — скалы, и между ними — широкая горная река. Хотя местные говорят, что идея с водохранилищем была не очень — толку от него немного, зато была затоплена плодородная долина и множество аулов. Где уж там на самом деле правда, не знаю.

В горах продают курут — специфический снек — что-то вроде очень соленого сушеного творога в виде шариков. На вкус весьма на любителя, зато съел 3–4 шарика — и есть не хочется долго. Только пить.

В районе Токтогула мы повторно столкнулись с киргизскими гаишниками. Остановили за скорость, которую мы превысили на 20 километров. Все как полагается: радар, камера. Квитанцию он выписывать не стал, с ходу начав с 1000 сомов. Я быстренько залез в интернет, прочитал, что за такое превышение штраф — 500 сомов. На том и порешили.

Уже отъехав, мы поняли, что что-то не так с этим гаишником: во-первых, машина не патрульная, во-вторых, он был в чине майора. Так что вполне возможно, что гаишник был фейковый. Кто его знает теперь...

С гор спустились только ночью — и с огромным, надо сказать, облегчением. Красиво, интересно, но дорога очень выматывает. И, видимо, горы доконали наш радиатор — в районе города Джалал-Абад, что уже в Ферганской долине, у нас разом вылился весь антифриз. Хорошо хоть движок не успел пострадать.

Путем различных ухищрений — заливки воды в систему, принудительного включения вентилятора и постоянных остановок — мы дотянули до города. Ночные пляски с машиной и поиски гостиницы заняли часа три, поэтому спать легли в шестом часу утра. Номер в гостинице с непроизносимым названием стоил 800 сомов и был с одной двуспальной кроватью. Пофиг, — мудро решили мы, — и вырубились.

Выяснилось, что близость к границе с Узбекистаном заставляет местных жителей проявлять повышенную бдительность: когда мы чинились на трассе у супермаркета, к нам по очереди приезжали машины с молодыми молчаливыми киргизами. Они пристально разглядывали нас и уезжали. Когда мы остановились уже на въезде в город, нас грамотно заблокировал джип, из которого вылез большой киргиз. Он представился полковником милиции, подробно расспросил, кто мы, что нам нужно и куда едем. Рассказал про Узбекистан: что туда лучше не ехать. Убедился, видимо, что мы не опасны, объяснил, как проехать в гостинице, и уехал. Без какой-либо агрессии, но было не по себе.

Говорят, в киргизской части Ферганской долины нередки проявления национализма — к русским, узбекам и китайцам. Нам советовали после наступления темноты на улицу не выходить — дескать, из аулов спускаются горные гопники, напиваются, и могут быть неприятности. Все как дома, короче. Но нас это не коснулось. Возможно, потому что мы гулять по ночам не ходили.

День 9 (6.05.2017). Джалал-Абад — Узген — Ош. Пробег 130 км

Проснувшись в Джалал-Абаде, мы у первого же таксиста выяснили, где чинят радиаторы. Если вам вдруг понадобится (от души, конечно, желаю избежать этой участи) — на улице Ленина за автовокзалом есть целый комплекс гаражных автосервисов. Работают в них в основном узбеки — как выяснилось, титульная нация Кыргызстана машины чинить то ли не умеет, то ли не хочет. Как нам рассказали позднее, здесь работает лучший специалист города — он сразу определил, что у радиатора полетела крышка, и порадовал тем, что его надо менять.

Удивительно, но в маленьком Джалал-Абаде нашелся большой авторынок, где мы, правда, только с третьего раза нашли нужный нам радиатор (покупали, возвращались в сервис, примеряли, возвращались обратно на рынок за новым радиатором, и так по кругу). Его покупка и замена обошлись нам в 5500 сомов, плюс 1000 сомов — 10 литров (на всякий случай) антифриза. Увы, радиатор был китайский, но об одной интересной фишке китайских радиаторов мы узнаем чуть позже…

Попутно узнали, что в Джалал-Абаде достопримечательностей нет. Несмотря на то что это третий по величине город Киргизии, смотреть там не на что. Вообще Киргизия в этом плане не очень понравилась — в городах неинтересно.

Единственное, чем известен город Джалал-Абад, — рядом с ним находятся источники с минеральной водой, на которых еще в XIX веке был построен санаторий. Существует он там и сейчас. Мы съездили, набрали целебной минералки, посмотрели на веселую киргизскую свадьбу и собрались было ехать дальше.

Увы, рулевой Костя на противоположной стороне дороги углядел ларек с самсой, лихо развернулся в его сторону и влетел в яму. Минус два колеса, 4000 сомов и полтора часа времени. На наше счастье, произошло это прямо рядом с шиномонтажкой. Чтоб сильно не расстраиваться, мы философски решили, что эта задержка уберегла нас от чего-то худшего, и пошли есть самсу. Самса, кстати, не очень вкусная. И самая дорогая в жизни — 4100 сомов!

Выехали из Джалал-Абада уже в темноте. По дороге в Ош заехали в городок Узген — там находится еще одна башня, почти копия Буранской и мавзолей эпохи Караханидов (X–XII вв.). Уже позже я прочитал, что Узген — древнейший город Ферганской долины, появившийся в II в. до н.э., и что 90% его населения — узбеки. Жаль, но мавзолей был закрыт, а башню в темноте не видно — в Узгене не принято освещать даже улицы, не говоря уж про исторические памятники.

Будете там днем — обязательно обратите внимание на кирпичную кладку Узгенской башни — там особый причудливый орнамент, и попробуйте местный плов, приготовленный из девзира — самого дорогого, элитного сорта узгенского риса.

От Джалал-Абада до Оша — примерно 100 км. Ош считается южной столицей Киргизии. Номер в гостевом доме обошелся в 18 то ли 20 долларов, и это один из самых бюджетных вариантов! Возможно, причина в том, что в Оше много иностранцев — это перевалочный пункт для путешествующих в Узбекистан и из него. Именно в Оше начинается Памирский тракт — дорога через высоченные горы Таджикистана вдоль афганской границы. Она влечет к себе туристов со всего света, и в Оше дороги сходятся.

Гостевой дом запомнился местоположением — в глубине Старого города: очень узкие, запутанные улочки, глухие фасады, дома без номеров... Если бы не карта в телефоне, блуждали бы мы там долго. Короткий сеанс интернета — и спать! Дальше нас ждет осмотр Оша и Сулайман-горы.

© 66.RU