Раздел Авто
31 декабря 2012, 10:00

В шкуре оленя: тестируем «сани» Санта-Клауса

В шкуре оленя: тестируем «сани» Санта-Клауса
Фото: Николай Ковалевский
Просто наряжаться Санта-Клаусом — скучно. Мы решили протестировать его самобеглые сани.

К ребятишкам из детских домов Екатеринбурга и области Санта-Клаус в этом году приезжает на таких вот «санях». Пользуясь случаем, мы умыкнули их перед очередным заездом и посмотрели, каково это — быть рождественским оленем.

Машина колоритная, почти как в том рекламном ролике. Ну, вы помните: «…праздник к нам приходит, праздник к нам приходит». Правда, там был целый автопоезд, который в наших условиях не очень актуален: ни с точки зрения маневренности, ни с точки зрения мобильности. Потому санями у местного филиала «Кока-Колы» трудится 5-тонный грузовик MAN.

180 сил, тяги — чуть меньше, чем у Bugatti Veyron: 700 нМ. Шестиступенчатая коробка передач. Все вместе везет за собой до пяти тонн груза. Везет постоянно и много: география только новогоднего благотворительного пробега — от Перми до Югры, потому и накат у моих «саней» солидный — за 130 000 км.

Рождественской романтики в кабине мало: два посадочных места (одно — для эльфа), тахограф и GPS-прибор. Все вместе фиксирует пробег и передает на базу. Там уже поймут, соблюдается график труда и отдыха или все-таки мухлюет бородатый по чуть-чуть.

Посадка, конечно, рабочая: как за школьной партой. И сидеть так же жестко. Баранка стоит по-троллейбусному вертикально, хотя поддается регулировке в нескольких направлениях. Как принято в грузовиках, педали сцепления и тормоза разнесены по обе стороны рулевой колонки — сгоряча не перепутаешь.

Коль скоро заговорили про сцепление. У всех бы машин оно было такое резкое и четкое! Ход педали короткий, схватывание моментальное. Не педаль, а кнопка с двумя положениями «Вкл/выкл» просто. Первая передача по-дизельному короткая. Как мне пояснил настоящий Санта, прибегают к ней редко — в основном чтобы тронуться в горку с груженым кузовом. Во всех остальных ситуациях смело можно стартовать со второй: ломовая дизельная тяга вывезет.

Рычаг КПП — со стандартной схемой переключения, но отнесен немного вправо и назад. Из-за чего кисть приходится несколько неестественно выгибать. Ну, у Санты руки по-особому скроены, ему нормально. За рычагом коробки передач притаился гидравлический ручник: маленькая эффектная скоба. Снялся, включил первую, не успел отпустить сцепление — как машина рывком уже понеслась вперед. Вот так прыть!

С полной загрузкой, конечно, не так резво будет, и там первая точно пригодится. Но в незагруженном состоянии проще и комфортнее стартовать со второй сразу: поедешь не менее резво, но тяжелым рычагом с посредственной избирательностью ворочать придется реже. Мне за тестовый пробег поворочать пришлось мало: в умеренном темпе и не превышая крейсерских 40–60 км/ч, второй-третьей передач хватает вполне. Едешь не внатяг, весьма эластично.

По трассе может и быстрее. Лимитатор ограничивает скорость на 90 км/ч. «Быстрее, — говорит мой инструктор в красном кафтане, — мало кто может поехать. Самоубийственно это». Самоубиваться не надо: детям праздник везешь все-таки. Поэтому потихонечку и в разумных пределах.

Резина всесезонная, но держит что снег, что обледенелый асфальт хорошо. Если без откровенных глупостей, то раскачать машину и допустить критическое скольжение трудно. Хотя и без того ехать первый раз — страшновато.

К габаритам адаптируешься серединка на половинку. То, что происходит спереди и по бортам, хорошо контролируется аж пятью зеркалами: одно показывает передний свес, еще четыре — то, что происходит сбоку.

Но вот назад обзор условный. Сдавать и парковаться — «до характерного звука». Зато в движении все остальное удобно: лобовое стоит строго вертикально, площадь бокового остекления огромна. Все это в сочетании с высочайшей посадкой дает полный зрительный контроль над происходящим. А новогодняя иллюминация по периметру кузова и кабины такая, что едешь как факел. И тебя издалека видно, и ты всех видишь.

Не скажу, что едет пятитонный MAN как легковушка или «полуторка» а-ля «Газель». Но вполне сносно. Отклики что на газ, что на тормоза, что, повторюсь, на сцепление — моментальные. Маневренность для десяти метров длины приятная: чувствуешь, что не оленем правишь, не коровой на льду, а действительно машиной. Из огорчившего — совершенно пустой руль. Через колонку с гидроусилителем на руки не поступает ни малейшей обратной связи. Баранка как бы сама по себе, колеса под нею — отдельно. В движении ориентируешься на окружающую среду. Потому я так много внимания уделил обзорности.

Обзорности немало внимания уделяет и Санта-Клаус. Ему в это лобовое вглядываться сквозь ночь, туман, метель и солнечные блики, когда он поедет в свой очередной рейс. Куда и зачем — вам на днях расскажут мои коллеги. Ну, а мне же самое время уступить руль Санте. От нас он помчал дарить радость и праздник тем, кто праздниками, по сути, обделен. В добрый путь и с наступающим!

За уникальный опыт благодарим Coca-Cola Hellenic.

Текст: Кирилл Зайцев

Фотограф: Николай Ковалевский

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.