Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Жизни с грёзою игра (0+)

Дата
с 1 апреля по 12 сентября
Место Музей изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5)
Возрастные ограничения 0+

Русская графика конца XIX — начала XX века
из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Камерная выставка, названная строкой из известного стихотворения Валерия Брюсова «Первый снег», открылась в одном из залов постоянной экспозиции русской живописи Екатеринбургского музея изобразительных искусств к дню рождения музея. Созданная на материале графического наследия художников Серебряного века, она расскажет об одном из самых ярких и насыщенных периодов в истории отечественного изобразительного искусства.
Конец XIX — начало XX века — время блестящего расцвета различных областей художественного творчества, когда, по выражению Максимилиана Волошина, «манометр культуры достигал до высочайшей точки напряженья». Общая картина изобразительного искусства была тогда необыкновенно сложной, противоречивой и даже пёстрой. В фокусе внимания выставки закономерно оказалось, прежде всего, художественное объединение «Мир искусства», которое на рубеже веков формировало альтернативную повестку в художественной жизни России: инициированные им экспозиции транслировали новые идеи и противостояли привычным публике показам, организованным Академией художеств и художниками-передвижниками.
В экспозиции собраны графические работы мирискусников первого поколения — Александра Бенуа, Льва Бакста, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского, Анны Остроумовой-Лебедевой, а также мастеров, в разные годы входивших в объединение или участвовавших в его выставках — Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой, Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина, Филиппа Малявина, Виктора Замирайло, Сергея Малютина, Константина Богаевского и других. Хронологические рамки представленных работ не ограничиваются рубежом веков: некоторые из них созданы позже — в послереволюционный период — и демонстрируют дальнейший творческий путь классиков «серебряного века».
Название выставки «Жизни с грёзою игра» отражает мировоззренческие позиции как мирискусников, так и мастеров кризисной предреволюционной эпохи в целом: многие из них не принимали обыденность и стремились противопоставить несовершенству реальной жизни вечные духовные ценности. В поисках гармонии художники «Мира искусства» сознательно погружались в культуру минувших эпох. Так, Александр Бенуа избрал для своего экскурса в былое Версаль времён французского короля Людовика XIV. Ряд мастеров, также отвернувшись от современной действительности, устремился к легендарному прошлому России. Среди представленных на выставке произведений — навеянные сказочно-былинным эпосом работы Виктора Васнецова, святорусские образы Михаила Нестерова, сцены из провинциального быта, воплощающие патриархальную утопию Бориса Кустодиева. Древнерусская иконопись, заново открытая знатоками искусства рубежной эпохи, вдохновляла художников, реализовавших себя, в том числе, и в религиозной живописи. Одной из жемчужин экспозиции является «Троица» Кузьмы Петрова-Водкина — акварельный эскиз для утраченного ныне алтарного витража Троицкого собора в украинском городе Сумы.
Интерес художников к творческой реконструкции русской старины проявился также в театрально-декорационной сфере. Среди представленных на выставке эскизов — «Путивль» для оперы «Князь Игорь» ценителя древнерусского зодчества Николая Рериха, а также хоромы терема, «сочинённые» Сергеем Малютиным. «Русский стиль» в сочетании с ярко выраженными чертами модерна проявился в диптихе Евгения Фирсова, предложившего вариант оформления одного из павильонов Международной выставки мелкой промышленности в Казани 1909 года.
Помимо ретроспективных фантазий художников «серебряного века», на выставке представлено и многообразие традиционных жанров, отражающих окружающую реальность — графические портреты, пейзажные этюды и зарисовки, натюрморты. Мирискусники последовательное утверждали самоценность графики, противопоставляя это подвижное искусство, способное схватывать сиюминутность происходящего, законченным «программным» живописным полотнам. Стремление быстро, со всей живостью и непосредственностью фиксировать изменчивое состояние модели или природы привело к тому, что излюбленными техниками художников рубежа веков стали акварель, гуашь и мягкие материалы — пастель, уголь, сангина.
Отдельный интерес представляет, конечно, гравюра: ранее воспринимавшаяся как вспомогательное ремесло, на рубеже XIX–XX веков печатная графика наконец обрела значение самостоятельного авторского искусства. Замечательными образцами гравюры являются представленные в экспозиции цветные ксилографии Анны Остроумовой-Лебедевой с видами Петербурга и цветные литографии Владимира Соколова, изображающие уголки Сергиева Посада.

Скоро в Екатеринбурге

8 мая, 11:00, Ural Vision Gallery Посторонним В! (12+)
Ural Vision Gallery
Выставки
8 мая, 17:00, Президентский центр Бориса Ельцина Русское нигде (18+)
Президентский центр Бориса Ельцина
Выставки, экскурсия, современное искусство
9 мая, 00:00, Музей изобразительных искусств (здание на Воеводина) Наследники Данилы-Мастера (0+)
Музей изобразительных искусств (здание на Воеводина)
Выставки