Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Репин. Наследие. Ученики (6+)

Дата
с 29 февраля по 26 апреля
Место Музей изобразительных искусств (здание на Воеводина)
Телефон +7 (343) 371-06-26
Возрастные ограничения 6+

К прошедшему в 2019 году 175-летию со дня рождения Ильи Ефимовича Репина были открыты масштабные выставки в Третьяковской галерее и Русском музее, показавшие подлинное богатство и многообразие творчества художника, открывшие новые горизонты для его понимания и изучения.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств, в свою очередь, представляет выставку, отражающую одну из сторон творческого наследия «великого реалиста» — его педагогическую деятельность. В экспозицию вошло более ста произведений живописи и графики Ильи Ефимовича Репина и его знаменитых учеников из девяти российских музеев и частного собрания.
Искусство этого художника, без преувеличения, знакомо каждому в нашей стране, а его имя еще при жизни стало легендой. Но ход времени показывает, что художественное наследие Репина настолько объемно и многогранно, что еще далеко не исчерпано. Одной из таких граней стало то огромное влияние, которое творчество мастера оказало на русское искусство последней четверти XIX — начала XX века, вырастившего целую плеяду его продолжателей и преемников.
Однако, кроме этого, опосредованного, влияния Репин почти полтора десятка лет отдал непосредственно преподавательской деятельности. Он был профессором и руководителем мастерской в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, преподавал в основанной им Рисовальной школе, которую финансировала княгиня М.К. Тенишева и, помимо этого, имел частных учеников.
В 1893 году была осуществлена реформа Императорской Академии художеств. В результате реформирования туда были приглашены художники-передвижники с их установкой на «правду жизни». Персональные мастерские получили В.Е. Маковский, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи и другие, хотя лидером и знаменем новой Академии стал, безусловно, И.Е. Репин.
Известность и авторитет Репина были настолько велики, что желающих попасть в его академическую мастерскую было гораздо больше, чем она могла вместить в себя — все последующие годы она была переполнена. Молодые люди со всей страны стремились попасть в ученики к «самому» Репину!
Ученики отмечали в своих воспоминаниях молодую энергию, страстность, безмерную любовь к жизни и искусству, которой заражал их Репин. Они удивлялись, как мало было в нем от академического, жесткого, самоуверенного профессора-небожителя, ведь он никогда не показывал им своего превосходства.
В первые годы XX столетия атмосфера в Академии изменилась, бюрократические порядки и распри профессоров взяли верх. И в 1907 году Илья Ефимович покинул Высшее художественное училище. В прошении об отставке он рекомендовал своих учеников Ф.А. Малявина, Д.Н. Кардовского и Б.М. Кустодиева, как преподавателей Академии.
Репин очень ценил в людях и, конечно, в своих учениках, талант. И главной целью его педагогической практики было не «убить», не «задушить» природный дар, а дать возможность ему развиться и найти свою дорогу в искусстве. Очень ёмко мастер выразил это в своем наставлении: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета».
Именно поэтому все знаменитые репинские ученики не стали его эпигонами, а, восприняв репинский реализм и пройдя этот необходимый этап своего становления и развития, пошли самостоятельной дорогой, выработав индивидуальные живописные манеры.
Но надо сказать, что в некоторых произведениях самого Репина уже были заложены разные стилевые тенденции, получившие затем развитие в творчестве его питомцев. Одни из них обогатили новыми формами его реализм (В.А. Серов, Б.М. Кустодиев, С.Ф. Колесников, И.И. Бродский), другие подхватили импрессионистичность манеры учителя (О.Э. Браз, И.Э. Грабарь), третьи — экспрессивный напор его живописи (Ф.А. Малявин, Н.И. Фешин). Многие ученики Репина вошли в объединение «Мир искусства», в стилистике которого соединились разные тенденции, но главными являлись символизм и модерн (К.А. Сомов, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, Ф.А. Малявин, И.Э. Грабарь, В.А. Серов). В Советском Союзе при активном содействии И.И. Бродского из Репина сделали идеологического художника, объявив его чуть ли не провозвестником социалистического реализма.
Знаковые проекты недавнего времени позволяют взглянуть на творчество прославленного мастера свежим и непредвзятым взглядом, по достоинству оценить всю его глубину и многообразие. На выставке «Репин. Наследие. Ученики» в залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств художник представлен произведениями как зрелого классического периода (1877–1903), так и позднего «пенатского» (1903–1930). Среди них — всем известные шедевры: «Мужичок из робких», «Нищая», «Христос», «Мефистофель», подготовительные этюды к картинам «Не ждали». («Голова мужчины»), «Запорожцы» («Запорожец»), эскиз картины «Иван Грозный и сын его царевич Иван 16 ноября 1581 года» и, конечно, портреты — Е.Д. Боткиной, Г.Г. Ге, Л. Андреева, А.К. Гейнса и другие.
Произведения учеников Репина представлены живописными и графическими работами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина, Николая Рериха, Игоря Грабаря, Николая Фешина, Константина Сомова, Осипа Браза, Алексея Явленского, Александра Куренного, Исаака Бродского, Степана Колесникова, Александра Маковского, Юрия Репина.

Скоро в Екатеринбурге

29 марта, 11:00, Свердловская Киностудия Айвазовский. Гений и море (0+)
Свердловская Киностудия
Выставки
29 марта, 11:00, Фотографический музей «Дом Метенкова» Срок годности: неограничен (0+)
Фотографический музей «Дом Метенкова»
Выставки
29 марта, 11:00, Музей наивного искусства Вечера на Волге (0+)
Музей наивного искусства
Выставки