Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»

11 мая 2024, 12:25
Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах премьера авангардного французского научно-фантастического мультфильма. Для взрослых. В наличии робо-проституция, сексуальные девиации из будущего и неразрешимые морально-этические парадоксы в духе Филипа Дика и Уильяма Гибсона.

К XXIII веку человечество превратило планету в одну большую помойку. Но не перестало бухать. Главный герой «Марс Экспресса» — недавно закодировавшаяся офицересса полиции. Весь фильм она летает с заваленной мусором Земли на еще не заваленный Марс, борясь с искушением выпить.

Так же как в «Элизиуме» Нила Бломкампа, представители золотого миллиарда ничего не смогли сделать с глобальной экологической катастрофой и в конце концов просто нашли себе новую чистую планету, на которой можно мусорить еще долгие годы без особых последствий.

Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»
Фото: imdb.com

Оставшиеся на Земле не такие золотые миллиарды обречены на медленное умирание среди токсичных отходов. Но, чтобы как-то скрасить эти унылые дни, ведут партизанскую борьбу с марсианскими корпорациями.

Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»
Фото: imdb.com

Зашитая детективка со своим андроидом, в которого пересадили воспоминания погибшего несколько лет назад на войне с роботами ее бывшего напарника, направлена на Землю, чтобы пресечь деятельность одной такой партизанки. Взлом программ и компьютерное пиратство в будущем считаются тяжкими преступлениями и караются по всей строгости закона, даже несмотря на то, что государства упразднены, а полицейские функции отданы в концессию частным компаниям.

Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»
Фото: imdb.com

Однако параллельно происходит старое доброе убийство. Уже на респектабельном и экологически чистом Марсе. Некий мужчина, также представившийся полицейским, лишает жизни студентку местного университета и ее кибернетическую кошку. Но упускает соседку по комнате, изобретательно укрывшуюся в ванной. Дождавшись ухода киллера, девушка пускается в бега.

Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»
Фото: imdb.com

Это убийство и исчезновение каким-то образом оказываются связаны с подрывной деятельностью земных хакеров-антиглобалистов и ведут детективов к корпоративному заговору с далекоидущими целями. Невротической следовательнице и ее роботизированному помощнику, у которого тоже личных проблем хватает, нужно распутать клубок и постараться не спиться в процессе.

Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»
Фото: imdb.com

«Марсианский экспресс» напоминает весь самый крутой киберпанк разом. «Бегущий по лезвию» тут встречает «Призрака в доспехах», «Акира» обнимается с «Эон Флакс», а «Матрица» целуется с «Экзистенцией». Кроме того, это, конечно, нуар в духе черных детективов с Богартом и Бэколл.

Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»
Фото: imdb.com

Впрочем, дождь на Марсе не идет. В капиталистической утопии полно места и в целом довольно солнечно. Даже небо голубое, благодаря каким-то ультрапрорывным нанороботам. Но это только для того, чтобы повысить контраст между внешним и внутренним. По настроению и мироощущению в 23-м веке царят мрачные 1940-е. Герои не живут, а доживают, полные депрессивных мыслей и декадентских намерений. Людьми и даже роботами здесь движут лишь алчность, похоть и черная мизантропия, а в воздухе атмосфера упадка и разложения.

Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»
Фото: imdb.com

Французские аниматоры Жереми Перен и Лорен Сарфати создавали свой дебютный полнометражный мультфильм целых пять лет и за это время придумали столько всего, что легко хватило бы на серьезное телешоу серий эдак на 20. Но они спрессовали весь этот массив из синтетических проституток, электрокошек, андроидов-двойников, беспилотных автомобилей, мыслесвязи, интеллектуального шеринга (в будущем можно будет брать напрокат более прокачанные мозги), наркотиков для улучшения памяти, органических ИИ, плавающих в аквариумах с формальдегидом, и еще десятки если не сотни разных фишек в полтора часа невероятно насыщенного событиями сюжета.

Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»
Фото: imdb.com

«Марс» все время хочется поставить на паузу или нарезать на серии, чтобы лучше рассмотреть детали или успеть обдумать какой-то конфликт, пока его не заменили следующим. Возможно даже, это сделано сознательно. Огромный массив необработанной информации превращается в мусор, который необходимо отправить в корзину. Может быть, таким экстравагантным способом создатели мультфильма хотят заострить наше внимание на экологии? Защита окружающей среды тревожит их намного сильнее, чем искусственный интеллект, глобальные корпорации и прочие фобии, которые питают эту историю.

Андроиды, электрокошки и слезы без дождя. Павел Матяж — о фильме «Марс Экспресс»
Фото: imdb.com

Да, конечно, мы все умрем от страшных болезней, придуманных алчными фармацевтами, корпорации отнимут у нас свободу, а роботы отберут рабочие места. Но намного раньше, по мнению Перена и Сарфати, нас с головой завалит отходами этого бесконечного капиталистического производства. Ведь какими бы прорывными ни были технологические достижения человечества, какими бы классными и безопасными ни были новые автомобили, какими бы умными ни были гаджеты, в конце концов, каждый из них — это просто еще один огромный кусок высокотехнологического мусора, который будет разлагаться на полигоне под названием Земля еще миллион лет или больше.

Удачного просмотра.