Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Дневник стартапера
Под прицелом Портала 66.ru оказались несколько предпринимателей, начинающих свой бизнес с нуля. В ходе эксперимента мы будем следить за жизнью этих старт-апов. Куда податься человеку с амбициями предпринимателя? Как найти пустую нишу и своего клиента? Сколько денег понадобится на открытие собственного бизнеса и где их взять? Когда бизнес начнет приносить прибыль? На эти вопросы в нашем проекте ответят сами предприниматели. Это не примеры из учебника по основам предпринимательской деятельности, а реальные истории реальных людей.

Дневник предпринимателя. Как заработать на антирадарах и алкотестерах

Дневник предпринимателя. Как заработать на антирадарах и алкотестерах Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru Может ли бизнес на автодевайсах стать успешным, сколько денег необходимо на его реализацию и с какими сложностями придется столкнуться? За ответами мы отправились к человеку, который открыл магазин автоаксессуаров.

Герой нашего спецпроекта о начинающих предпринимателях в бизнес пришел сознательно. Созрел. Накопил опыт и деньги. К моменту открытия собственного магазина автоаксессуаров Антон успел получить высшее образование, открыть и закрыть бизнес по созданию программного обеспечения, поработать в Москве и вернуться на родину родителей — в Екатеринбург.

Старая идея вместо новой машины

«Устал в Москве. Без родных людей, без родного дома. Решил, хватит — надо поближе к родителям. Собрал вещи и уехал на Урал, — рассказывает начинающий предприниматель Антон Антонов. — Екатеринбург для меня оказался хоть и родным, но уже совсем незнакомым городом: учился я в Чебоксарах, а после вуза долгое время работал в Подмосковье».

Переехав в Екатеринбург, Антон далеко не сразу занялся собственным бизнесом. Три года он проработал программистом. Накопил на новую машину… но машину покупать не стал. Старая идея открыть свое дело одержала верх. «Если бы я этого не сделал сейчас, потом так и мучился бы мыслью о том, что не воспользовался моментом открыть свой бизнес», — говорит сам Антон.

Предприниматель: Антон Антонов
Бизнес: магазин автоаксессуаров «Автодевайс»
Открылся: август 2013 года

На самом деле наш герой уже предпринимал попытку стать бизнесменом. Еще в университете с приятелями-программистами они открыли фирму и планировали делать программное обеспечение под заказ. Но дело не пошло. Ни опыта, ни понимания, как развивать бизнес и как искать клиентов, не было. По словам предпринимателя, из этой, казалось бы, неудачной попытки он вынес несколько важных уроков. Прежде всего — как оформлять документы и не совершать ошибок чисто бюрократического характера.

Спустя долгие годы этот опыт пригодился, когда Антон вновь решил реализовать давнюю идею о своем бизнесе. На этот раз он тщательно все взвешивал и продумывал, как избежать основных рисков.

Антон Антонов, начинающий предприниматель:

— В Москве я был постоянным покупателем в нескольких автомагазинах. А когда приехал в Екатеринбург, очень сильно удивился, что здесь таких нет. Мне нравился их ассортимент, выигрышные цены и хороший сервис. Я подумал: а почему бы не открыть такой магазин здесь? Компания предоставляла франшизу, а значит, у них уже была просчитанная, не раз проверенная модель развития бизнеса. По сути, приобретая франшизу, ты получаешь готовый план действий.

Но даже несмотря на четкий план действий и прописанные стандарты ведения бизнеса по франчайзингу, поднимать его в одиночку было бы непросто. Антон это понимал. Рассказал о своей идее коллеге, который для него уже давно стал хорошим приятелем. Вскладчину выживать проще, чем по одиночке, решили будущие партнеры по бизнесу и приступили к делу.

«Мы с Константином (соучредитель бизнеса, — прим. ред.) созвонились с головным офисом компании в Москве, узнали все условия и начали искать помещение и деньги. Вскоре столкнулись с такой проблемой, что кредит начинающим бизнесменам не дает ни один банк. Побегали, помаялись, — вспоминает предприниматель. — Наконец нашли банк, который выдает кредит на открытие бизнеса по франшизе».

Однако выбранной компании среди аккредитованных Сбербанком франшиз не оказалось. Наши герои подали заявку на аккредитацию, но банк модель бизнеса не одобрил. «Я уж не знаю, по каким причинам это произошло, но для нас это было сигналом: что-то не так, недостаточно надежный франчайзер, — говорит Антон. — Но раз решили открывать магазин, отступать было поздно. Изучили список аккредитованных компаний и выбрали похожий бизнес — магазин автоаксессуаров «Автодевайс».

Стартап: магазин автоаксессуаров «Автодевайс»
Объем инвестиций по типовому проекту: 830 000 руб.
Объем инвестиций реальный: 970 000 руб.
Из них собственных средств: 200 000 руб.
Объем средств по кредиту «Бизнес-старт»: 770 000 руб.
Срок кредита: 42 месяца (3,5 года).
Срок окупаемости по типовому плану: 1,5 года.

Бизнес на миллион

С момента появления конкретной идеи бизнеса и до его открытия у Антона и его партнера Константина прошло три месяца. 20 мая они в первый раз встретились, чтобы обсудить все детали бизнеса и наметить первые шаги. В июне получили финансирование от Сбербанка, а уже 19 августа открыли магазин.

Одним из самых сложных моментов на этапе становления бизнеса был поиск места. Начинающие предприниматели обошли почти все торговые центры, несколько раз рисовали планограмму будущего магазина, дважды даже собирались подписывать договор с торговым центром, но в последний момент все срывалось.

Каждый из партнеров вложил в бизнес по 100 тысяч рублей, 770 тысяч взяли в кредит. Еще около 30 тысяч рублей из собственных средств предпринимателей ушло на дополнительные расходы, вроде оплаты госпошлин и работы нотариуса. «Открывая бизнес, очень важно понимать, что недостаточно просто накопить деньги на первый взнос по кредиту. Минимум полгода придется жить на свои сбережения, бизнес в это время в лучшем случае будет работать в ноль. Нужен хотя бы год, чтобы раскрутить бизнес, найти и удержать покупателей, заработать постоянных клиентов. Вот тогда можно будет выдохнуть», — уверен Антон.

Антон уволился с основной работы 20 июня. Сейчас он живет на сбережения, которые успел накопить до того, как заняться бизнесом. По его мнению, без собственных накоплений начинающему предпринимателю выжить будет сложно. Но зато если накопления есть, то можно с головой погрузиться в развитие своего бизнеса, и это даст свои плоды через полгода-год.

Совершенная беспечность думать, что магазин сразу будет приносить деньги, считает наш герой. Однако выйти на безубыточность уже с первого месяца можно — у Антона и его партнера так и получилось. Причин тому несколько. Во-первых, отсрочка по кредиту, которую Сбербанк предоставляет всем начинающим предпринимателям на первые полгода. Сейчас Антон с Константином платят только проценты по кредиту — это около 12 тысяч рублей в месяц, после полугодовых кредитных каникул платеж по займу вырастет до 27 тысяч.

Во-вторых, относительно недорогая аренда и при этом удачное местоположение в торговом центре. «Наш магазин рядом с двойным эскалатором, как раз там, где сосредоточен наибольший поток посетителей. напротив — кафе-пекарня, за нами — гипермаркет, рядом несколько раскрученных салонов связи. Все это генерирует поток», — объясняет наш герой.

Для розницы всегда одним из определяющих факторов успеха будет место. Антону повезло: удалось найти место с недорогой арендной платой и хорошей проходимостью.

Сам себе продавец, бухгалтер и кадровик

Уже в первый рабочий день, спустя 2–3 часа после открытия, Антон и его партнер продали свой первый радар-детектор. «Только человек отошел от прилавка — мы взорвались радостными возгласами: «Ура!». Я давно так не радовался. У нас есть знакомые, которые тоже открывали магазины, и в первый день у них зачастую не было ни одного покупателя. А тут сразу хороший радар-детектор, который стоит приличных денег. Первый день вообще зарядил нас позитивом. Люди приходили, интересовались, покупали и уходили довольные», — вспоминает наш герой.

Сегодня учредители бизнеса тоже нередко стоят у прилавка собственного магазина. «Два дня работает продавец, потом два дня чередуемся — я и Константин. Мы, может, и рады заняться административными делами, но найти хорошего продавца — это большая проблема. Одного уже уволили, потому что он отработал две недели и ничего не продал. Он даже не пытался продавать, а только в карты играл. Это не просто придирки директора, ведь я сам стою у прилавка, сам продаю и знаю, какие могут быть продажи, — сетует предприниматель. — Когда выходим мы с Константином, то продаем очень хорошо. Если так же работать будет продавец, то к весне мы будем открывать уже второй магазин. Но найти настолько же замотивированного продавца, конечно, сложно. Ведь мы работаем на себя, а они — на дядю».

Встретить за прилавком маленького магазинчика владельца бизнеса — не такая уж редкость. Почти все начинают свое дело не в директорском кресле, а на месте продавца.

Систему оплаты труда и мотивации для своих продавцов начинающие предприниматели выстраивали, исходя из рекомендаций франчайзера. Над этим ломать голову не пришлось, сложнее оказалось справиться именно с подбором персонала. Ни Антон, ни Константин толком не знали, какой продавец им нужен, о чем его спрашивать на собеседовании, на что обращать внимание. «Наверное, поэтому первый наемный продавец у нас долго не проработал. Взяли на удачу», — говорит Антон. Это сейчас он уже разобрался и в том, как отбирать людей, и в том, как их оформлять. Кроме кадрового делопроизводства, предприниматели постепенно разобрались и в особенностях бухгалтерского и налогового учета.

Нетипичный Екатеринбург

Первую партию товара Антон и его партнер по бизнесу заказали, доверившись франчайзеру. Однако из списка рекомендованных товаров для открытия магазина раскупили не все. Был товар, который залежался на полках на несколько месяцев. Но дело, скорее, не в просчетах франчайзера, а в специфике региона. «По всей России в сентябре обычно идет спад продаж автоаксессуаров. В Екатеринбурге это не так — наоборот, продажи очень хорошие. В ноябре россияне начинают заранее покупать подарки к Новому году, поэтому продажи растут. На Урале ситуация снова выглядит по-другому: люди, наоборот, экономят деньги в ноябре, чтобы в декабре купить подарки, — отмечает Антон. — Для уральцев очень характерно делать все в последний момент. Штрафы за нарушение ПДД увеличили с 1 сентября, и только сейчас начал расти спрос на видеорегистраторы и радар-детекторы»

Люди стали задумываться о том, как лишний раз не платить штрафы, захотели быть предупрежденными о полицейском посте. Как следствие — вырос спрос на радар-детекторы.

Чтобы привлечь посетителей, Антон и Константин опробовали несколько рекламных инструментов. Как только открылись, напечатали флаеры, раздавали их в торговом центре и жителям близлежащих районов — ЖБИ, Синие Камни. Продажи в сентябре были хорошие, но с флаерами пришло всего человека три. Потом предприниматели задумали запустить рекламный ролик на радио. Уже договорились обо всем с радиостанцией, но ролик так и не запустили.

«В Екатеринбурге работает три магазина «Автодевайс», и у каждого свое юридическое лицо. И если мы затеваем масштабную рекламную кампанию, то нужно ее согласовать с коллегами. Договориться не всегда удается. Рекламироваться в складчину было бы проще и дешевле, но общего фонда на рекламу нет», — объясняет наш герой.

Большой приток клиентов в ноябре обеспечила акция «Видеорегистратор за 10 рублей». Конечно, это был маркетинговый ход: видеорегистратор действительно продавался за 10 рублей, но в комплекте с картой памяти на 32 Гб — за 1490. В конечном итоге покупатель получал регистратор с картой памяти за 1500 рублей. Такие спецпредложения разрабатывает франчайзер, а дело продавцов на местах — грамотно рассказать о товаре.

Бизнес стартовал хорошо. Благодаря рекламным акциям, хорошему месту, ассортименту или просто удаче учредителей — точно сказать сложно. Уже в первый месяц доходы магазина покрыли расходы, а теперь есть и стабильная прибыль. За вычетом зарплаты продавца и оперативных затрат Антон и его партнер уже могут спокойно выплачивать полный платеж по кредиту.

«Сейчас мы как раз выходим на стабильную прибыль, которой хватает и на погашение кредита, и на зарплату продавцу, и на аренду, и на закуп товара. О сверхдоходах речи, конечно, не идет и свободных денег на развитие пока нет. Но к весне, думаю, продаж будет больше», — рассказывает Антон. Достичь этого предприниматели намерены за счет активных продаж и наработки клиентской базы. «Люди нас узнают, а когда придет время поменять навигатор или видеорегистратор — придут к нам».

Если продажи действительно пойдут хорошо, то в новом, 2014 году Антон и Константин откроют еще одну точку. По плану предпринимателей, к тому времени бизнес будет работать стабильно и они смогут взять кредит на развитие.

Как построить бизнес на автомобилистах 33 фотографии

Мария Демидова
Мария Демидова

Редактор спецпроектов Фотографии: Дмитрий Горчаков, 66.ru

Читать комментарии →