Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

7:4 в пользу развалин: на площадке Екатеринбург-Сити отреставрируют семь старинных домов и снесут четыре

22 декабря 2014, 12:50
7:4 в пользу развалин: на площадке Екатеринбург-Сити отреставрируют семь старинных домов и снесут четыре
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Эксперты определили судьбу одиннадцати особняков, которые попадают в зону застройки «Екатеринбург-Сити». Часть из них придется восстанавливать с нуля. А некоторые можно снести.

Скоро на карте Екатеринбурга не станет еще четырех старинных домов. В центре города снесут дореволюционные постройки. Застройщик — УГМК-Холдинг — уверяет: все законно. И показывает документы.

В перечень зданий под снос, в частности, попала «усадьба Ястребова» (известная также как «дом Елового»), о которую сломано немало копий. Ее адрес — ул. Октябрьской Революции, 32. Кроме нее — дома № 34, 38 и 44. Все здания — дореволюционной постройки.

Напомним, в доме, где некогда жил известный свердловский художник Олег Еловой, в конце этого лета произошел крупный пожар, уничтоживший значительную часть здания. Дом был в среде художников культовым местом, вокруг которого общественники планировали создать «Парк искусств и ремесел» — похожую на Литературный квартал территорию с пешеходными дорожками, открытым кинотеатром и, например, с аллеей кованых скульптур.

Так, по мнению общественников, мог бы выглядеть парк, включающий в себя сразу несколько объектов культурного наследия.

Впрочем, формальных оснований сохранять здание нет. Комиссия МУГИСО, уже закончившая свою работу на пепелище, постановила: объектом культурного наследия сгоревшее здание не является. Более того, «документов, оформленных в установленном законом порядке», с просьбой включить дом Олега Елового в реестр памятников в министерство не поступало.

Некоторые просьбы общественников сохранить старинные здания выглядят, мягко говоря, ужасающе.

Этой осенью на «Форуме небоскребов» в Екатеринбурге публике презентовали обновленную концепцию строительства квартала «Екатеринбург-Сити». На макете, в отличие от предыдущего варианта, были обозначены несколько старинных домиков.

Станислав Придвижкин, генеральный директор «УГМК-Девелопмент»:

— По данным МУГИСО, на территории застройки находится семь объектов культурного наследия. Вернее, числится в реестре, потому что фактически существует только пять из них, а два, к сожалению, утрачены. Именно поэтому Росохранкультура в 2008 году приостановила любые строительные и подготовительные работы рядом с этими зданиями и потребовала выполнить изыскательные работы для проведения государственной историко-культурной экспертизы.

В этой же связи прокуратура отменила постановление правительства Свердловской области, разрешающее перенести через дорогу исторический памятник по адресу Февральской Революции, 22.

Госэкспертизу заказали относительно четырех старинных зданий, находящихся на территории застройки, но не числившихся в реестре объектов культурного наследия. 8 октября застройщик получил четыре акта госэкспертизы с одинаковыми заключениями: «Строение не обладает признаками объекта культурного наследия».

Станислав Придвижкин:

— Мы на этом не остановились, поскольку решили учесть мнение еще и местной общественности и профессионального сообщества. Мы отдали полученные акты для экспертной оценки в Свердловское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). И 17 ноября получили ответ: местные эксперты также назвали эти здания не обладающими исторической либо культурной ценностью.

Сейчас застройщик готовит предложения по интеграции семи объектов культнаследия в будущий квартал «Екатеринбург-Сити». В апреле 2015 года соответствующий пакет документов планируется предоставить на рассмотрение в Министерство культуры РФ.

Станислав Придвижкин:

— Мы ведем проработку трех основных вариантов. Во-первых, все памятники можно собрать в одном квартале, как это сделано в Иркутске. Во-вторых, их можно интегрировать в застройку по принципу «здание в здании». Такой вариант часто встречается в Европе: исторический памятник оказывается в стеклянном атриуме, что одновременно придает ему значимость и защищает от воздействия окружающей среды. При этом, опять же, может понадобиться перенести здания, а можно оставить их на существующих местах.

Вопрос
А как, по-вашему, лучше сохранить памятники?
  • 46%
  • 7%
  • 47%
Посмотреть результаты
Вернуться к голосованию

Добавим, утраченные здания, числящиеся в реестре объектов культурного наследия, застройщику придется восстановить. Речь идет о двух домах по улице Февральской Революции — № 37 и 51. Первый принадлежал ювелиру Афиногенову, второй — краеведу с той же фамилией.

Станислав Придвижкин:

— Все здания, о которых мы сейчас говорим, находятся на территории пятой очереди строительства квартала (из семи, — прим. ред.). Учитывая, что на возведение каждой очереди мы берем порядка трех лет, у нас еще есть время, чтобы принять и согласовать во всех инстанциях тщательно взвешенное решение о том, что нам с ними делать.

Однако, добавляет наш собеседник, здания, не являющиеся памятниками, подлежат сносу уже в ближайшее время, поскольку несмотря на круглосуточную охрану периметра будущего «Сити» они становятся прибежищем маргинальных элементов. Основанием для такого решения стали заключения экспертов по каждому зданию, а также общее заключение Свердловского отделения ВООПИК, в котором эксперты уверены: в этом месте не осталось целостной исторической застройки, и это результат градостроительной деятельности долгих лет, предшествующих нашим дням.

В заключении ВООПИК, в частности, сказано, что вся указаная квартальная застройка давно утратила свое градообразующее значение. За последние годы характер ее изменился до неузнаваемости, а многие усадьбы оказались утраченными.

Из заключения Свердловского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

«Являясь фрагментом градостроительной планировки и застройки Екатеринбурга, местоположение объектов недвижимости — квартал, ограниченный улицами Боевых Дружин, Февральской Революции и Челюскинцев, — утратил исторически сложившуюся планировку. В результате градостроительной деятельности застройка квартала имеет большой процент износа и разрушения, не представляет собой исторически ценный градообразующий и градоформирующий объект».

Вот список зданий, которые, по данным УГМК, застройщик сохранит, отреставрирует либо восстановит:

  1. Усадьба Кокшаровых: одноэтажный каменный дом; флигель каменный; ворота и ограда (ул. Боевых Дружин, 26 / ул. Шейнкмана, 15);
  2. Усадьба Жолобова: двухэтажный каменный жилой дом; ворота и ограда; металлическое ограждение палисадника; хозпостройки (перестроены) (ул. Октябрьской Революции, 35, 33а);
  3. Усадьба первого на Урале садовода-селекционера Д.И. Казанцева: жилой дом, плодовый сад (ул. Октябрьской Революции, 40);
  4. Усадьба Антипина П.А.: главный дом; флигель (ул. Октябрьской Революции, 52);
  5. Деревянное здание в стиле модерн; ограда палисадника (ул. Февральской Революции, 27);
  6. Дом ювелира И.К. Афиногенова (ул. Февральской Революции, 37);
  7. Дом, где жил известный уральский краевед Афиногенов (ул. Февральской Революции, 51).

Все 11 зданий, о которых идет речь показаны вот на этой карте. Голубым цветом — те, которые отреставрируют. Фиолетовым — те, что предстоит восстановить. Красным — под снос.

Некоторые дома из перечисленных, кстати еще пару лет назад были собственностью легендарного областного «государства в государстве» — ГУП «Монетно-щебеночный завод». В 2012 году, когда его решили продать с молотка, активы предприятия в спешке передавали на баланс Свердловской области. Однако, потом про приватизацию «забыли», хотя за один из своих главных активов — телекомпанию «Четвертый канал» ГУПу предстоит рассчитываться еще до 2020 года.

Добавим: два последних здания в списке выше придется фактически отстраивать с нуля — от одного из них остались лишь руины, от другого — и вовсе только старые фотографии. Тем не менее из реестра культурного наследия объекты никто не исключал (сделать это просто нереально), так что законный путь только один.

Сергей Ерыпалов, директор по капитальному строительству и инвестициям УГМК-Холдинга:

— Слава богу, опыта восстановления и реконструкции объектов культурного наследия у компании более чем достаточно, мы умеем это делать. К примеру, в Москве, чтобы восстановить один старинный особняк, мы его весь подняли и сделали внизу подвальное помещение, куда убрали всю инженерную начинку. А чтобы низкие сводчатые потолки не так давили, мы на 30 см опустили пол. Так, не нарушив ни одно требование закона (а они в этой сфере очень строгие), мы вдохнули в здание новую жизнь.

Фото: УГМК; Дмитрий Горчаков