1 июля 2014, 10:00

Строй сам. Разбрасываем асфальт и режем бехатон

Строй сам. Разбрасываем асфальт и режем бехатон
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
В очередной серии строительного спецпроекта превращаем новострой посреди чистого поля в комфортное жилье: с тротуарами и дорогами во дворе.

Так оно и бывает. В кои-то веки надел на работу чистую белую рубашку (вместо привычной футболки) и даже светлые брюки. И тут же оказался на стройке в облаке пыли, вырывающемся из-под фрезы.

Мы с фотографом уже больше года шустро мечемся между екатеринбургскими стройплощадками в поисках работы. И успели пройти почти все этапы возведения дома: от котлована до внутренней отделки. Но проскочить мимо благоустройства дворов ну никак не могли. Потому что (и это знает каждый новосел) без дорог, тротуаров, газонов и детских площадок новостройка — это не жилье, а бетонная коробка в чистом поле.

Договориться с людьми, облагораживающими придомовые территории, оказалось очень непросто. Непредсказуемая уральская погода сделала так, что на множестве площадок работы либо «еще не начались», либо «уже закончились». В общем, договаривались почти месяц, пока однажды не раздался звонок: «Алло, привет. Вот прямо сейчас на Уральской — Советской кладут бехатон. Поедешь?» Конечно, поеду.

Рядом с новенькой жилой высоткой с десяток рабочих укладывают тротуарную плитку.

Судя по всему, мы чуть было не опоздали, потому что здесь осталось сложить лишь небольшой фрагмент тротуара.

Основание подготовили, засыпав его ровным слоем песка. И теперь укладывают бехатон — плиточка к плиточке. Этим и займусь.

Процесс оказался специфическим. Но меня быстро научили по уже заданным ориентирам складывать блоки в шахматном порядке, «подбивая» ряды молотком с резиновым наконечником.

Сложности начинаются в конце каждого ряда — там, где тротуар примыкает к каменному порогу входной группы. И в дело идет фреза.

Для начала замеряем пространство между уже сложенным тротуаром и бордюром. Размечаем линию будущего надреза.

По линии режем бехатон фрезой. Первый раз в жизни держу в руках этот агрегат, потому выходит поначалу так себе. То блок улетит в сторону, то, дав крен, задымится сама пила (заставляя сделать шаг назад всех собравшихся посмотреть на журналиста-неудачника строителей).

«Ничего. Освоишься. Тут сноровка нужна». — утешают меня профессионалы. Они почти всегда меня так утешают. Впрочем, уже на четвертом кирпичике все и вправду начинает получаться. Надрез идет ровно по линии.

Расчленить блок до конца не дает установленный на фрезе ограничитель. Чтобы закончить дело, просто ударяю надпиленную плитку об землю — подлежащий удалению кусочек отскакивает по линии надреза.

Остается только установить блок на место, все так же приколотив его резиновым наконечником молотка.

Пространство в стыках уже уложенной плитки заполняют песком. Делают это очень просто: гоняют кучки песка по площадке обычными щетками до тех пор, пока он не заполнит все щелочки между блоками.

Командует процессом прораб по имени Олег. Его ребята по благоустройству делают почти всё: дороги, тротуары, поребрики. Несколько лет назад они же занимались устройством газонов и строительством всевозможных горок-качелей-каруселей.

Олег, прораб ДРСУ:

— Лет пять назад готовых малых форм, как сейчас, не было. И мы варили их сами. По чертежам, конечно. А сейчас на площадку привозят готовые яркие «конструкторы» и буквально за сутки собирают из них невероятные горки, домики, качели.

Пока я складываю тротуарную плитку на Уральской, в другом конце города, на стройплощадке Мехренцева — Вонсовского подчиненные Олега, к примеру, закладывают основу будущей подъездной дороги.

Во время последнего нашего визита на эту стройку первый пусковой блок новостроя еще рос вверх, постепенно скрывая бетонный каркас за рядами кирпичной кладки.

Теперь дом готов.

Рядом еще идет строительство других очередей, но двор уже обжит и облагорожен. Мамочки с колясками прогуливаются по пешеходным дорожкам. Детишки постарше вовсю испытывают на прочность упомянутые горки, качели и песочницы.

Но на въезде во двор работы еще идут.

В «корыте» будущей автомобильной дороги выравнивают основание и устанавливают гранитные бордюры.

Первым на площадке появляется груженный грунтом самосвал и вываливает на землю содержимое своего кузова. Пока - в одну кучу. Но чуть позже экскаватор ее разгребет и растащит по нужным точкам.

Ковш экскаватора укладывает грунт в траншею рядом с отсыпанным под бордюр щебнем - заполняет ненужные пустоты.

Затем он же добавляет к основанию бордюра свежий щебень.

Отсыпанные экскаватором горки мелкого камня заравнивает каток.

И только тогда погрузчик спускает рабочим бордюрные камни, которые крепят на бетонное основание — строго по размеченному заранее уровню.

В границах бордюра скоро должна будет появиться асфальтированная дорога. Строители сильно зависят от капризов непредсказуемого лета, которое в любой момент может их прервать, объясняет Олег.

И, пока погода позволяет, мы тоже не можем ждать, когда рабочие закончат поребрики, заполнят «корыто» щебнем и начнут укладывать асфальт. Мчимся на Широкую Речку — на стройплощадку по улице Муранова, где, говорят, как раз раскатывают асфальт.

На место прибываем в самый разгар работы.

Я тут же получаю свой крохотный участок — узенький фрагмент пешеходной дорожки. И принимаюсь разбрасывать по щебню асфальт. Периодически иду за советом. Спрашиваю: «Ну как? Нормально? Ровно?» «Где же ровно-то?! Работай давай», — отвечают наставники.

Асфальт гребу специальным деревянным приспособлением. Таким же инструментом я ровнял слой бетона в основании будущего фундамента. Но, по ощущениям, бетон поддавался куда легче вязкого зернистого асфальта.

Наконец, с грехом пополам, сдав работу своим наставникам, получаю право отсыпанный слой асфальта утрамбовать.

На широком тротуаре буквально в трех метрах от меня эту работу выполняет многотонный каток.

Но мой предел — механизированная плита с усилием в сотню килограмм. Во-первых, потому, что в кабину катка меня с моей сомнительной квалификацией никто не пустит. А во-вторых, потому, что по моему узкому тротуару каток и не пройдет.

Виброплита с дизельным двигателем оказывается непростым в управлении агрегатом. Громко рыча, она рвется из рук и мчится туда, куда ей вздумается. Процесс управления усложняется еще и тем, что мне самому строго-настрого запретили ходить по еще не утрамбованному покрытию.

В итоге разбросанный и распределенный по тротуару асфальт потихоньку-помаленьку все же превращается в ровный слой дорожного покрытия. Тем не менее благодарить меня за бесплатные труды, естественно, никто не собирается. Тут люди работают простые и откровенные. Никаких тебе «Ничего, просто сноровка нужна». Честно заявляют: «Слушай, друг, ищи другую работу».

Ну. Ладно. Поехал искать. В следующей серии спецпроекта буду собирать горки, песочницы и качели, а потом безжалостно их испытывать, отдавая на растерзание детям.

Фото: Сергей Логинов, Дмитрий Горчаков. Видео: Дмитрий Шлыков