17 февраля 2014, 13:00

Строй сам. Крушим скалу ради дома для машины

Строй сам. Крушим скалу ради дома для машины
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
В круговерти строительного спецпроекта мы почти закончили возведение жилого дома, но как-то упустили другую важную часть работ — сооружение подземного паркинга. А без него никак. Спешим исправиться.

В нашем небольшом путешествии по кипучим екатеринбургским стройкам мы с фотографом успели подняться из котлована на самые высокие этажи новостройки и даже приступили к внутренней отделке квартиры. Но, остановившись на минуточку, вспомнили о важной составляющей строительства, без которой никак не обойтись. Речь идет о подземной парковке. При том что сейчас у новоселов как минимум по одной машине на семью, без паркинга в городе не обходится ни один проект.

И мы вне плана отматываем спецпроект назад, чтобы зацепить и этот важный фронт работ. Ненадолго снимаем рабочие перчатки, садимся в машину и в ускоренном режиме сейчас отследим процесс, просто перемещаясь по городу — с одной стройки на другую.

Стартуем на котловане, который строители с немалым трудом выкапывают недалеко от перекрестка улиц Московской и Островского.

Здесь возводят целый квартал жилых зданий и сейчас готовят огромную яму, в которой и разместят парковку.

Котлованы мы уже копали. И со стороны этот объект ничем от других не отличается:

Тот же обрыв, тот же пыхтящий над ним экскаватор и те же самосвалы, беспрестанно заезжающие на площадку за очередной порцией тяжелого грунта.

Но есть одна деталь, на которую обращаешь внимание еще за забором стройки. Это огромные булыжники, грудами лежащие на дне окоченевшей ямы.

Чтобы заложить основу будущего паркинга, строителям приходится пробиваться через слой замерзшей земли, за которым прячется непробиваемая скала, объясняет начальник участка Павел Андреев.

Павел Андреев, начальник участка:

— Грунт промерз на полтора метра. И экскаватор его берет с трудом. Пришлось привлекать бульдозеры. Но даже сняв слой промерзшей земли, мы столкнулись с другой проблемой: на глубине два с половиной метра вылезла скала сложной седьмой и даже восьмой категории. Ковш ее уже не берет вообще. Пришлось приостановить работы и ждать более серьезную технику.

Взять бы и шарахнуть по неприступной скале направленным взрывом. Так же, как это делают суровые взрывники на карьере. Но здесь не карьер. И жилая застройка, примыкающая к площадке будущей подземной парковки, к таким решительным мерам не располагает.

Потому вся работа ложится на строительные механизмы. Где получается — грунт скребет ковшом экскаватор. Ему помогают сразу десять самосвалов.

На площадке грузовики практически не задерживаются. Подъехали — загрузились — уехали.

Грунт с Островского самосвалы развозят по всему городу. В частности, скала с этой стройки отправляется на улицу Хрустальногорскую, где строят новый микрорайон.

Там, где ковш экскаватора не справляется, используют мощь гидравлического молота. Со страшной силой он обрушивается на неприступный камень. Жаль, что в работе мы эту машину не застали. Любопытно было бы на нее поглядеть.

С трудом, метр за метром, котлован медленно, но все-таки ширится и углубляется. Чтобы заложить основу паркинга, строителям придется извлечь и вывезти 2,5 тыс. кубометров грунта. В условиях попроще один экскаватор за день может выгрести до 1,5 тыс. кубов. Но здесь темп куда ниже — дай бог по 100 кубов за смену. Закончить надеются в марте. Каждый день на счету, потому что обходится в приличные деньги, признается наш проводник.

На этом с Павлом мы вынуждены проститься. Переносимся на несколько этапов вперед и едем на Широкую Речку — на стройку жилого комплекса по улице Муранова.

Здесь строители вот-вот введут в эксплуатацию жилой квартал. Ждут новоселов и торопятся закончить охраняемый подземный паркинг, где жильцы будут оставлять свои автомобили.

Сейчас тут уже почти все готово: бетонные стены набрались прочности, контур замкнут, пол засыпан щебнем, строители заканчивают работы по установке систем вентиляции, пожаротушения и электроснабжения.

В глубине темного пока помещения рабочие режут трубы, по которым потечет противопожарная вода. Нас по площадке ведет начальник стройки Дмитрий Тесленко, по пути вспоминая, что строителям здесь пришлось пережить, чтобы возвести новоселам парковку.

Дмитрий Тесленко, руководитель строительства:

— Здесь все было сложно. Когда мы закончили вынимать из котлована скальный грунт, появились грунтовые воды. И мы не могли приступить к строительству, пока не победили их. Видимо, раньше тут было болото. Но сейчас все в порядке. Воду мы откачали и сделали гидроизоляцию. Паркинг будет сухой в любое время года.

По большому счету осталось только уложить асфальт. Но для этого дорожного покрытия еще не сезон. И строители ждут весны. А пока они ждут, мы мчимся дальше — в центр города, к въезду на действующую подземную стоянку ЖК «Москва».

И сразу же сталкиваемся с непреодолимой преградой.

Между нами и паркингом: закрытые ворота, опущенный шлагбаум, считыватель магнитных карт и домофонная система вызова охраны. Карты-пропуска у нас, понятно, нет. А через домофон убедить сотрудников охраны в том, что нас надо бы впустить, не получается.

Из неловкой ситуации помог выбраться подоспевший вовремя руководитель строительства Александр Змановский. С ним мы познакомились еще летом. Тогда он нам рассказывал и показывал, как правильно готовить площадку к началу работ, на примере стройки на Большакова — Белинского. А вообще он управляет процессом возведения ЖК «Москва».

В жилом квартале, под которым мы стоим сейчас, все работы завершены. Но чуть поодаль от него кипит стройка следующей очереди.

Александр помог нам миновать охрану и рассказал о системе безопасности, с которой нам пришлось столкнуться.

Александр Змановский, руководитель строительства:

— Основной механизм контроля доступа, если так можно сказать, — это шлагбаум. Ворота, скорее, для тепла. Паркинг неотапливаемый, но они помогают сохранять здесь постоянную плюсовую температуру. Даже в минус тридцать ниже ноля здесь не было. Чтобы попасть внутрь, жилец прикладывает карту. Но на всякий случай есть домофон.

Парковка под жилым комплексом уходит вниз на три этажа и вмещает 450 машино-мест. И они тут разные.

Это, к примеру, «семейное место» — два автомобиля тут паркуются один за другим.

А вот эти места у стены считаются самыми «козырными». Они несколько больше стандартных, что позволяет хозяевам хранить тут комплект резины или, например, мотоцикл.

Три стены в таких местах складываются почти что в гараж. «И владельцы нередко просят разрешения поставить еще и ворота», — рассказывает Александр. Впрочем, по его словам, особой необходимости в них нет.

Автомобили стережет система видеонаблюдения.

Камеры пристально глядят на нас со всех сторон.

Наш фотограф пытался пройти от одного из машиномест до выхода, не попавшись в прицел видеонаблюдения. Пригибался и жался к стене, но так и не смог увернуться от слежки.

А еще камеры помогают регулировать движение.

Здесь есть свои перекрестки. И на каждом — светофор, знаки приоритета и шлагбаумы, подсказывающие автовладельцам, когда надо постоять и пропустить другого.

Отдельная история — противопожарная система. Строители надеются, что ничего никогда тут не загорится, но на всякий случай напичкали паркинг датчиками.

Вот этот, к примеру, реагирует на температуру. Капсула в датчике от нагрева лопается и приводит в действие поливалки, которые точечно дождем обрушиваются на очаг возгорания.

Этот датчик ловит дым и переводит вентиляционную систему в режим экстренной откачки угарных газов.

А этот в буквальном смысле видит огонь и может отличить его от любого другого света. Он умеет закрывать противопожарные ворота, отрезая охваченный пожаром участок от остальной площади паркинга.

Люди в огороженном воротами пространстве не останутся, успокаивает Александр. Через продуманно расположенные двери они выйдут в лифтовой холл и спокойно поднимутся в дом.

Тем временем нам пора отпустить нашего проводника, да и самим не мешало бы вернуться на стройку. В следующей серии спецпроекта мы продолжим строить дом и поучимся правильно устанавливать сантехнику.

Фото: Сергей Логинов для 66.ru