4 февраля 2013, 16:10

Градсовет рассмотрел проект реконструкции вокзала: «Это позорище!»

Проект признали неинтересным, но как это исправить, не придумали. Аркадий Чернецкий предложил городу, области и РЖД скинуться, чтобы придумать что-нибудь сногсшибательное. А пока все ждут друг от друга денег.

Градостроительный совет в очередной раз попытался решить многолетнюю проблему Екатеринбурга: что делать с железнодорожным вокзалом. Гипротранс предлагал проекты реконструкции в 1956, 1973, 1990 годах, но они ни к чему не привели: не было финансирования. В нем не заинтересованы ни «Железные дороги», ни муниципалитет.

Именно по этой причине в нынешнем проекте господствуют минимализм и аскетичность: инженеры предлагают реконструировать вокзал с наименьшими затратами, на основе уже существующей организации пассажиропотока. Которая, однако, вызывает большие вопросы даже у самих проектировщиков, поскольку никакой организации по сути нет: по двум тоннелям под путями передвигаются прибывшие и отправляющиеся пассажиры, причем как на пригородные электрички, так и на поезда дальнего следования. Эта мешанина давно перестала удовлетворять требованиям к безопасности и уровню комфорта.

По сути главное, что предполагает проект реконструкции, — строительство пешеходных переходов над путями. Да и то без строительства общей крыши. Однако на этой картинке видно и новое здание справа от существующего главного.

Конечно, главная идея всей затеи — разграничить эти потоки. Это якобы поможет сделать строительство восточного здания, примыкающего к главному. В шестиэтажке планируется разместить гостиницу (два верхних этажа), блок комнат матери и ребенка (ныне существующие нарушают санитарные нормы, по которым окна не могут выходить на железнодорожные пути), коммерческий этаж, а также двухуровневый вестибюль. Но самое главное — из этого вестибюля будет построен третий тоннель к платформам. Он обеспечит плацдарм для старта основных работ.

Правда, в необходимости самого здания градостроительный совет усомнился. Подземный переход — да, необходим, но шестиэтажка под большим вопросом. Но цимес ситуации заключается в другом. «Политика партии» РЖД предполагает со временем перевести вокзалы в крупных городах на самоокупаемость за счет коммерческих площадей. Поэтому освободившиеся в главном здании площади планируется отдать торговле, общепиту и бытовому обслуживанию.

По другую сторону от железнодорожных путей тоже планируется построить много чего интересного. Но «за дополнительные деньги», в минимальный набор это не входит. Например, темно-синее здание — вокзал-дублер, также имеющий выходы на платформы.

Бывший главный архитектор Свердловской области Григорий Мазаев, слывущий самым критически настроенным участником градсовета, и в этот раз не обманул ожидания. Он раскритиковал в проекте все — от отсутствия масштабности и принципиально новых решений до необоснованного избытка коммерции.

Григорий Мазаев, участник градостроительного совета Екатеринбурга:

— Я уже 30 лет вхожу в состав градсовета, и за эти годы мы рассматривали штук шесть проектов. Все они были такими же скромными. Хотя для Екатеринбурга это просто позорище. Я разочарован. Для пассажиров главная задача вокзала должна быть в том, чтобы не проводить в нем больше десяти минут. Чтобы матери с детьми не ждали поездов по двое суток. А мы строим для них гостиницу, как будто это они приедут к нам на футбольный чемпионат.

Архитектор предложил в качестве источника дохода использовать сквер Неру — все равно после строительства огромной многоуровневой развязки на Челюскинцев — Космонавтов он перестанет быть полноценным местом отдыха.

Не определена судьба сквера Джавахарлала Неру (слева от планируемой дорожной развязки). В нем немноголюдно уже сейчас, а когда с трех сторон его будут обрамлять дороги, люди исчезнут из него совсем.

В целом проект признали «латанием дыр». Уйти от такого подхода предложил еще один участник совета Аркадий Чернецкий.

Аркадий Чернецкий, член Совета Федерации от Свердловской области:

— Концепция, которую нам сегодня представили, выполнена в стиле «сколько денег, столько песен». Проблема в том, что на сегодня нет инстанции, которая была бы в полной мере заинтересована в финансировании масштабной реконструкции, — ни город, ни область, ни РЖД. Я предлагаю общими усилиями нарисовать «проект-мечту», к воплощению которого потом поэтапно двигаться. Пусть это воплощение затянется на много лет, но зато результат будет достоин международного статуса Екатеринбурга.

Кстати, более масштабный (и, соответственно, более утопичный) вариант развития событий все-таки существует: снести жилой квартал между вокзальной площадью и сквером Джавахарлала Неру (находится на углу Челюскинцев и Космонавтов). В РЖД уже даже подсчитали, сколько денег потребуется для расселения его жителей: 2 млрд рублей.

Общая схема развития района вокзала.

Однако в любом случае даже к нынешнему варианту реконструкции не приступят раньше 2015 года. Сейчас станцию разрезают пополам грузовые пути. Без их разгрузки реконструкцию не начать. Для этого РЖД планирует использовать южные и северный обходы. С этой целью сейчас вкладываются деньги в развитие станции Седельниково. Правда, перенести туда Сортировку не получится, поскольку Сидельниково не предназначена для переработки грузов. Но, как уверяют в компании, один только южный обход разгрузит поток поездов на центральном вокзале на 30%.

Всего на обустройство железнодорожных объездов центральной части города РЖД планирует потратить 6 млрд рублей. Правда, опять же окончательное решение о финансировании этого проекта именно в этом объеме до сих пор не принято.