Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

У нас есть коньки, парашюты и пара недель. История удивительного путешествия по льду Байкала

12 февраля 2020, 09:50
Евгения Корбута можно считать счастливым человеком, если верить, что сочетание хобби и работы — залог счастья. Будучи студентом радиофака в начале девяностых, Евгений начал ходить в походы и шить самодельное туристическое снаряжение. Сначала для себя, потом для товарищей. Так у него появились швейная мастерская и магазин «Век». Прошло почти тридцать лет. Корбут до сих пор придумывает и разрабатывает снаряжение для походов и, конечно, сам его тестирует. Например, во время зимних походов по Байкалу.

Евгений в феврале двадцать второй раз подряд отправится в многодневный поход по самому глубокому озеру на планете в компании таких же безбашенных путешественников. Как выжить посреди бескрайних льдов, зачем конькобежцам парашют и палки и как не оказаться под байкальским льдом — Евгений ответил на все дилетантские вопросы журналиста 66.RU Ольги Татарниковой.

Главное. Зачем ДВАДЦАТЬ ДВА РАЗА ходить в один и тот же поход?

Что в жизни запоминается? Не то, сколько ты съел красной икры и сколько бутылок шампанского выпил. Запоминается то, что преодолел, и сладость вкуса победы на губах. Каждый раз поход по Байкалу — разный. Разные сложности, разные препятствия.

Поход по Байкалу творит с человеком удивительные вещи. Проходит суета и спешка, ты перестаешь ругать себя, думать о былых неудачах и начинаешь замечать красоту вокруг. Живешь ярким красочным моментом, время удлиняется. Чем быстрее едешь — тем быстрее хочется. Ты истязаешь себя удовольствием.

На коньках сильно быстрее получается?

Средняя скорость на коньках 8–12 километров в час. Если с парашютом — он как парус несет человека вперед, — то более двадцати километров в час. Путь от устья Ангары до острова Ольхон (250 километров) можно пройти за 6–8 дней. Если идти вдоль всего озера (от Листвянки до Северобайкальска 680 км) — то 16–18 дней. Это значительно быстрее, чем пешком.

А как вещи нести? С огромными рюкзаками и на коньках, наверное, неудобно.

Конечно, неудобно. Поэтому вещи мы везем на санках. Самодельные жестяные санки на коньках — для льда. Пластиковые — для снега. Как только на льду появляется снег, мы переобуваемся в лыжи или обычную обувь и продолжаем двигаться вперед.

Катить санки очень легко — стропу можно тянуть одним мизинцем.

Коньки хоккейные или фигурные?

Фигурные нельзя категорически — из-за зубчиков человек будет запинаться. Подойдут обычные хоккейные коньки. Но лучше всего — прогулочные. Они мягкие в отличие от хоккейных, которые защищают ногу от шайбы. Прогулочные коньки похожи на кроссовки, которые застегиваются двумя движениями. В них удобно кататься и они отлично держат голеностоп. Одной заточки коньков хватает на все 680 километров. На Байкале лед идеально чистый. Мы тренировались однажды на Шарташе и, увы, пылью сточили коньки за два часа езды.

А палки зачем?

Для устойчивости и разгона. Когда двигаешься со скоростью 18–20 километров в час, конек не успевает оттолкнуться, так что добавить скорость получится только палками.
Палки нужны удлиненные, как для катания на лыжах коньковым ходом. Кроме того, палки загружают плечевой пояс и разгружают ноги. Ну, и палками можно проверить, что перед тобой — лед, вода или расщелина. Они обязательно должны быть алюминиевые, чтобы если палка застряла и погнулась, ее можно было разогнуть обратно. Кольца с концов мы убираем — они лишние.

Чтобы отправиться в поход, нужно просто уметь ехать вперед?

Не просто ехать вперед, а ехать вперед долго и быстро. Для участников перед заездом мы проводим экзамен — нужно в течение двух часов без остановки ехать на приличной скорости. Перед зачетом проводим тренировки на катке «Юность». Требования по физподготовке строгие, потому что не всем по зубам преодолеть 650 километров, таская на себе продукты и снаряжение.

Ветер вам мешает или помогает?

Смотря куда дует. Если ветер попутный — то есть в спину, — мы раскрываем парашюты-буксировщики и катимся вперед со скоростью до 36 километров в час. Если сильный и встречный, приходится останавливаться, разбивать у скалистого берега палатку и ждать хорошей погоды.

Холодно спать на льду?

Мы спим в трехслойных палатках — там тепло. Вечером внутри топим печку. Если снаружи -20, то в палатке +20. Для современных спальников это ерундовая температура. В палатках мы отдыхаем: играем на гитаре, ужинаем, сушим вещи. Ночуем только на льду. Ставить палатку на берег нельзя — склоны слишком крутые, и колышки для палатки никак не вбить в промерзлую землю.

А костер на льду чем разжигать?

Мы ночуем у берега — там много поваленных деревьев. Огонь разводим на берегу на гальке утром и вечером. Днем достаем обеды в термосах, а перекусываем сухарями, салом, орехами, изюмом и шоколадом. Никакого хлеба, мяса, тушенки и картошки с собой не берем — все замерзает. Едим только каши.

Услышать, как образуются трещины, можно только во время ночевки?

Этот звук слышно даже во время катания. Бывали случаи, когда ночью под палаткой образовывались сантиметровые трещины. Однажды мы ночевали на самом глубоком месте Байкала, никому не советую. Страшно. Снизу как будто кувалдой бьют — лед трясется. Байкал живет своей жизнью. Течения бывают настолько сильными, что размывают лед и вдоль берега образуются промоины, опасные для автомобилей.