Раздел Общество
4 мая 2011, 12:58

Директор гимназии рассказала, как будут принимать в школы

А также разъяснила, какие изменения вносятся директорами в уставы школ и почему известное постановление Управления образования, как минимум, не катастрофа.

Директор гимназии №9 Екатерина Сибирцева в краткой беседе с журналистом 66.ru прояснила все спорные моменты приема первоклассников, а также прокомментировала происходящие в городском образовании изменения.

Так, в частности, выяснилось, что изменения в уставные документы школ, которые вносят руководители образовательных учреждений, помимо поправок, приводящих их в соответствие с постановлением № 266/36 — ро от 15.04.2011, содержат также важнейшие изменения по организации деятельности образовательных учреждений в связи с переходом школ в новый правовой статус — бюджетных, автономных или казенных.

Что же касается приема будущих первоклассников, то он будет проводиться в строгом соответствии с положением. Количество мест в каждой школе определено. Зачислено будет столько первых зарегистрированных в журнале приема документов для зачисления в первый класс, сколько позволяют школе санитарные нормы и лицензионные условия. Если мест 75, то будут зачислены первые 75 человек, родители которых предоставили весь необходимый набор документов. Причем медицинские карты, в подаче которых виделись определенные проблемы, школы будут принимать до 30 августа.

Всем, кто записался в списки сверх определенной образовательным учреждением нормы, могут надеяться только на то, что очередь может подвинуться — многие родители подали заявления сразу в несколько школ. Тут тоже никакой чехарды быть не должно — очередь фиксирована. На место №75, решившего отказаться от него в пользу другого образовательного учреждения, может занять только №76, а никак не 78 или 118. О зачислении в школы родителей уведомят, как уведомят и об отказе в зачислении. В гимназии №9, чья «пропускная способность» всего 25 человек, а заявлений на настоящий момент 83, такие мотивированные отказы уже начали вручать.

Екатерина Сибирцева, директор гимназии №9:

— Исходная проблема — в несовершенстве федерального законодательства. Четкий порядок приема в школы там не прописан, отсюда и возникают различные трактовки и спорные ситуации. Отбор и тестирование проводить нельзя, что такое «закрепленная территория» — тоже не расшифровывается. Поэтому решение вопроса должно быть прежде всего в правовом поле. Что касается мнения родителей, то и здесь не все так однозначно. Я почитала форумы, на которых идет обсуждение проблемы. Единого мнения нет: есть те, кто поддерживает территориальный принцип, и те, кто выступает против него. Большая часть за так называемый комбинированный принцип приема в школы, то есть и по прописке, и без нее.

С одной стороны, хочется, чтобы было гарантированное место в школе возле дома, с другой — чтобы в любую другую школу тоже была возможность приема. Но это взаимоисключающие возможности. В результате всегда кто-то недоволен: у кого по прописке хорошая школа — заявляют о необходимости территориального закрепления; кому школа по прописке не нравится — выступают против такового. В прошлом году при закреплении микроучастков были случаи махинаций с фиктивной пропиской, результатом чего явилось формирование дополнительных классов, что существенно осложняет учебный процесс для школы с устоявшейся структурой, приводит к перегрузке образовательного учреждения.

В этом году после отмены территориального закрепления имеем очереди в школы. К сожалению, компромисса здесь не найти. Всегда будут недовольные. Мы на своем опыте очень хорошо все это прошли. Когда проводили собеседование, жаловались на недопустимость этого по закону. Когда отказали в прошлом году в приеме по временной регистрации — заявление в прокуратуру, когда отказываем сегодня в связи с отсутствием мест — обращение с требованием открыть дополнительные классы. И надо понимать, что управление образования при решении данной проблемы тоже находится в рамках того законодательства, которое мы сегодня имеем, и поменять законодательство оно не в силах.

А вот наши законодательные органы могли бы оказать существенную поддержку в решении этого вопроса, и депутатские запросы на различные уровни необходимы. В любом случае, у меня нет сомнений, что из создавшейся ситуации будут сделаны выводы всеми сторонами. При этом за последнее время столько всего произошло в образовании! Например, состоялась городская конференция по введению с 1 сентября федеральных государственных образовательных стандартов для начальной школы. Но пишут все всё равно только про прием первоклассников!

В этом введении единого образовательного стандарта Екатерина Сибирцева видит явные плюсы и для тех, кто не попадет в выбранные школы. Конечно, введение стандарта еще не гарантирует одинаковое качество образования, но это первый шаг к его повышению не в отдельно взятой школе, где созданы особые условия, а в системе образования в целом.

Отдельно директор гимназии №9 остановилась на вопросе возможной коррупции среди директоров школ. Особенно при приеме в первый класс: прокуратура при необходимости может получить доступ ко всем приемным документам, а вся процедура максимально прозрачна для надзорных органов. Екатерина Сибирцева возмущена обвинениями, звучащими в СМИ в адрес ее коллег.

Екатерина Сибирцева, директор гимназии №9:

— Директор школы — это лицо, на котором лежит ежедневная ответственность за каждого вверенного ему ребенка. Это буфер между огромным количеством людей и ведомств. И хотелось бы видеть более уважительное отношение к фигуре директора школы со стороны общества и средств массовой информации. Основанные на слухах обвинения в коррупции, астрономические суммы за поступление в школы создают образ вымогателя, если не сказать преступника. Нормально работать в такой обстановке невозможно. При этом за комментариями собственно к директорам школ мало кто обращается — слухи ведь интереснее обсуждать. В результате вместо того чтобы думать, как сделать каждую школу лучше, директора вынуждены держать оборону, а не выстраивать нормальную стратегию развития образовательного учреждения.

Надо честно признать следующее. Школа сегодня в России больна всеми теми болезнями, которые характеризуют общество в целом, она вынуждена выполнять массу не свойственных ей функций — от проведения выборов до учета призывников. Крайне высока степень бюрократизации образования. В таких условиях все труднее становится собственно учить детей. И это проблема всей российской системы образования. Ее решение возможно, думаю, только в сотрудничестве между всеми заинтересованными сторонами и совершенствовании законодательства в области образования.

Заступилась директор и за свою коллегу из печально известной гимназии №110, вокруг поступления в которую развернулись мелодраматические события. Екатерина Александровна считает, что сложная ситуация смогла возникнуть из-за отсутствия опыта разрешения данных проблем. И у родителей, и у руководства школ нет опыта действий в подобных ситуациях.

В целом, уверяет Екатерина Сибирцева, ситуация с приемом первоклашек — рабочая. И новых эксцессов возникнуть не должно: если родители будут достаточно информированы и если не будет нагнетаться негативный фон в СМИ. Так или иначе, мест в образовательных учреждениях должно хватить на всех. Однако ситуацию было бы неплохо изменить в принципе, считает специалист.

Екатерина Сибирцева, директор гимназии №9:

— Возможно, выходом из создавшейся ситуации с набором в школы стало бы создание крупных школ-ступеней начального образования, хорошо оснащенных и готовых принять всех желающих. Может быть, они будут не в шаговой доступности, но я лично считаю, что сопровождать ребенка 1-4 классов в школу и обратно необходимо, это залог его безопасности. Когда я вижу семилетнего ребенка, идущего самостоятельно в школу, я не могу понять его родителей. В детский сад год назад его отводили, а в школу к 8 часам отвести невозможно?

Почему во всех развитых странах родители должны сопровождать и забирать ребенка из школы, а у нас ребенок после окончания детского сада становится самостоятельным? Учитывая рост преступлений против детей, я всегда выступаю за то, чтобы родители сопровождали ребенка в школу и обратно. Тогда и вопрос шаговой доступности будет стоять не так остро. А то получается, что одну санитарную норму (500 метров до школы) нужно выполнить за счет нарушения другой санитарной нормы (превышение предельной численности контингента обучающихся или обучение в две смены в статусных образовательных учреждениях).