Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Количество бюджетных мест в вузах сократилось на 25%

2 октября 2007, 11:46
Всероссийская педагогическая конференция "Реформа образования: мифы и реальность" прошла в Москве в минувшие выходные.
На ней огласили тревожную цифру: за последние три года количество бесплатных мест в вузах сократилось на 25%. Реформы образования, которые были призваны повысить его качество и улучшить положение преподавателей и учащихся, проводятся, сказано в резолюции, "без должной научной и теоретической проработки".

Напомним, что в апреле 2007 года на встрече со студентами, рассказывая о реформах в системе образования, первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшие годы имеющаяся пропорция между бюджетными и платными местами в российских вузах будет сохранена. Таким образом, число платных мест пока расти не будет, и все талантливые, но бедные абитуриенты получат возможность учиться, заверил Медведев.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считает, что государство, тратя средства на бесплатное обучение студентов, "участвует в обмане", т.к. многие выпускники не могут устроиться на работу по специальности. В Министерстве считают, что в стране сейчас наблюдается переизбыток специалистов, работающих не по той профессии, которую они получили при обучении. Подсчитав количество выпускников школ, в министерстве пришли к выводу, что абитуриентов будет на 9% меньше, чем в прошлом году, сообщает "Российская газета".

В перспективе, отмечает издание, нам грозит "сокращение объемов образования, расслоение общества из-за невозможности платить за учебу, ликвидация небольших школ". О недостаточности финансирования сферы образования заявил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, председатель общественного движения "Образование для всех" Олег Смолин. Он сказал, что для сферы образования ликвидированы налоговые льготы, существующие во всем мире.

Вице-президент Российского союза ректоров Геннадий Рогов добавил, что зарплата работников образовательных учреждений России "просто стыдно низкая по сравнению с другими государствами". При этом расходы на образование в 2009 году увеличатся только на 1%, что не поспевает за ходом инфляции. Участники конференции, подготовившие проект "Образование для всех", потребовали приравнять педагогов к государственным служащим по оплате труда и социальным гарантиям.

Секция "Национальные и региональные проблемы образования" обратила внимание на положение детей-сирот, которые, констатировал академик Евгений Ткаченко, лишаясь льгот, оказываются на улице и далее о них вынуждена заботиться в лучшем случае система социальной защиты, а в худшем – система МВД.

Не устроило участников форума и качество образования. Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков подверг резкой критике единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики выпускных классов школ, говорили на конференции, не столько изучают историю, физику, биологию и другие предметы ,сколько обучаются приемам распознавания уловок в ЕГЭ и аккуратному заполнению бланков. Такой подход, считает Комков, не только отсеивает людей с творческим мышлением, но и ведет к оглуплению нации. Не меньше опасений, отмечает РГ, вызывает и стремление некоторых чиновников уменьшить количество и объемы преподаваемых школьникам дисциплин. Без образования, считают все участники конференции, у России нет будущего.

Проблемы образования не исчерпываются материальными факторами. Содержание образовательных программ, методы проверки знаний, мягко говоря, не устраивают ни преподавателей, ни учащихся. По-прежнему в центре критики остается Единый госэкзамен. Последний класс, как подчеркивали многие, в школе превращается в бесконечное "натаскивание" будущих выпускников на тестовые задания. Школьники учатся не истории, физике, биологии, а приемам распознавания уловок в ЕГЭ и аккуратному заполнению бланков. По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, ЕГЭ не только отсеивает людей с творческим мышлением, но и ведет к оглуплению нации. А без образования - и в этом сходятся все участники конференции - у России нет будущего.

Не меньше опасений вызывает и стремление некоторых чиновников уменьшить количество и объемы преподаваемых школьникам дисциплин.