Раздел Общество
3 октября 2007, 10:00

Алексий II с трибуны ПАСЕ призвал сохранить христианское наследие Европы

Глава Русской православной церкви предупредил европейцев о том, что отрыв от христианской нравственности может быть губителен для Старого света.
"Разрушение нравственных норм может подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континента к черте, за которой - потеря европейскими народами своей духовной и культурной идентичности, а значит, и самостоятельного места в истории", - заявил Патриарх.

Алексий II отметил, что сама концепция прав человека, "важнейшая политическая идея Европы", возникла "не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни".

"Однако сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека", - сказал предстоятель Русской православной церкви.

По словам Патриарха, для сохранения европейской культурной идентичности важно сохранить нравственное измерение, которое одухотворяет и облагораживает жизнь европейцев.

"Мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства", - подчеркнул Алексий II.

Как отметил Патриарх, настало время признать, что религиозная мотивация "имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере", а для того, чтобы избежать возможных столкновений различных мировоззрений, нужен "серьезный межкультурный диалог при самом активном участии представителей традиционных религий и секулярного мира".

"Полагаю, что одной из площадок такого диалога должен быть Совет Европы, имеющий потенциал и опыт проведения мировоззренческого диалога о европейских ценностях", - сказал Патриарх.

Алексий II обратил внимание и на то, что вокруг темы прав человека сегодня возникают острые дискуссии "и порой даже противостояние, связанное с различиями во взглядах на этот предмет между религиозными традициями и светским гуманизмом".

"Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей", - приводит слова Патриарха "Интерфакс".

При этом он выразил убеждение, что человек должен оставаться человеком - "не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом".

Алексий II солидарен с ПАСЕ в необходимости преподавания в школах знаний о религии

Алексий II выразил удовлетворение тем, что в резолюции ПАСЕ No. 1804 от 29 июня 2007 года отмечается необходимость преподавания знаний о религии в школах.

Эти знания "должны быть соединены с духовно-нравственным воспитанием", - считает Патриарх.

"И дело здесь не в том, что школа должна быть полем для миссионерства, а в том, чтобы в ней дети, которые сами или по законному решению родителей уже выбрали свою веру, могли бы укрепляться в вечных нравственных нормах, без которых любое общество окажется в опасности", - полагает предстоятель РПЦ.

Он подчеркнул, что возможность успешного изучения школьниками основ своей культуры особенно необходима "в условиях глобализации, когда так важно сохранить свою культурную идентичность".

Алексий II призвал также европейских парламентариев "искать более тонкий баланс между правом на самовыражение и уважением чувств верующих".

"Ведь когда для человека что-то бесконечно дорого, намеренно оскорблять его чувства значит совершать очень сомнительные с нравственной точки зрения деяния. Мы же согласны с тем, что нельзя задевать национальные и личностные чувства, память умерших, государственные символы", - сказал Патриарх.

Он не согласился с утверждением, что за последние 20 лет "религиозный культ претерпел серьезный упадок в Европе". По словам Алексия II, в России, Украине, Белоруссии, Молдове и во многих других странах Центральной и Восточной Европы "вера возрождается, и все больше социально активных людей вовлекается в жизнь и труды Церкви".