Раздел Общество
25 октября 2007, 12:36

РЖД прощается с плацкартным вагоном

Глава РЖД Владимир Якунин пообещал к 2030 году избавить пассажиров от плацкартных вагонов. Им на смену могут прийти поезда-дискаунтеры.
Выступая в среду на съезде железнодорожников в Кремле, Владимир Якунин пообещал, что после завершения реформы российских железных дорог к 2030 году плацкартные вагоны исчезнут. По словам Якунина, которые приводит "Росбалт", их заменят более современными.

"Не очень удобно переодеваться на людях"

О нелюбви Якунина к плацкартным вагонам хорошо известно. "Я поставил задачу, чтобы плацкартный вагон перестал существовать как класс", - говорит главаРЖД в одном из недавних интервью. Свою инициативу он объясняет заботой об удобстве пассажиров: "Не очень удобно, когда пассажиры переодеваются на людях. Да и атмосфера там: люди потеют, дышат, у каждого свой запах..."

Малопривлекательны плацкартные вагоны и с коммерческой точки зрения. Несколько лет назад тогдашний президент РЖД Геннадий Фадеев признавался, что тариф на основные плацкартные перевозки примерно вдвое ниже себестоимости. Убыточность объясняется просто: в период 10-летнего безудержного роста цен, которые влияли на издержки железных дорог, регулирующие органы боялись устанавливать адекватные тарифы.

Судя по последним высказываниям Якунина, плацкартные вагоны не вернули своей привлекательности. Однако до сих пор не было никаких конкретных сроков их списания. Еще в начале сентября замминистра транспорта Александр Мишарин уверял, что цены на проезд в общих и плацкартных вагонах будут по-прежнему регулироваться государством.

Чем заменят?

Теперь же выясняется, что никаких плацкартных вагонов к 2030 г. не будет вовсе. Чем их заменят? Для страны, где, по оценкам экспертов, около 20 млн жителей не могут позволить себе билет даже в плацкартном вагоне, это отнюдь не праздный вопрос.

Якунин считает, что полноценной заменой им может стать купе, конечно если будут понижены цены на проезд. Глава РЖД уверяет, что монополия этим вопросом занимается.

Сейчас в стоимость проезда часто входят различные дополнительные сервисы. В фирменных поездах это застеленная постель, питание, более высокий уровень обслуживания. Однако совсем скоро все эти услуги могут стать доступны только за дополнительную плату.

Кроме того, на смену плацкартным вагонам могут прийти низкобюджетные поезда, проезд в которых будет стоить на 20% дешевле, чем в плацкартных вагонах. Дешевый билет в поездах-дискаунтерах будет компенсироваться большим числом пассажиров.

Рассматривается несколько вариантов вагонов для поездов low-cost. Во-первых, экономия возможна за счет увеличения лежащих мест в купе - с четырех до шести (тогда в вагон вмещается вместо 36 человек 54). А на ближние расстояния уже в ближайшем будущем могут "побежать" более дешевые поезда с сидячими местами. Ожидается, что поезда-дискаунтеры появятся этой осенью.