Согласно преданиям, святитель родился на рубеже 3-4 веков в городе Патары. Во время гонений на христиан находился в заточении. После освобождения Николай преподавал Слово Божие в своей епархии, искоренял всяческое суеверие и строго обличал еретиков. Святитель дожил до глубокой старости, умер в городе Миры. Спустя 600 лет из-за набега турок мощи святителя были перенесены в Бари. В народе Николу считали «вторым после бога заступником», покровителем земледелия и скотоводства, хозяином земных вод, защитником от бед и напастей, помощником в самых трудных делах и обстоятельствах. Это всеобщий праздник гостей, который продолжается целую неделю.
«Никольщина красна пивом и пирогами», – говорили предки. Кстати, молодежь в никольщине не участвовала: это был праздник стариков и наиболее уважаемых представителей деревенских родов. К ним съезжались ближайшие родственники и непременно приглашались соседи. Над теми же, кто отказывался от общих посиделок и уклонялся от празднования, потом насмехались целый год.
«На Николин день во всяком доме пиво, на Никольщину зови друга и недруга», – считали в народе. С 19 декабря начиналось сватовство, служили молебны те, кто задумывал жениться. Молодежь начинала готовиться к святочным посиделкам, шить наряды и делать маски для ряженых. С этого же времени на Руси начинались и вторые морозы – никольские.