Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

До каких пор у них «там» будет лучше, чем у нас здесь

14 января 2011, 12:09
Или рецепт построения светлого капиталистического завтра.

В этом году будет 20 лет, как пал «железный занавес» и шестая часть суши с азартом принялась за капиталистические ценности. Вскоре их количество на квадратный сантиметр (пусть и в основном столичной) площади превысило все разумные пределы. Ну и что, что ценности эти были большей частью материальные? Зато много. Собрать все цепи и кресты «с гимнастами» — и в 1993 можно было бы построить такой курган — Тамерлан рыдал бы от зависти. Кто мог — греб лопатой, кто не мог — тихонечко помирал с голоду.

Выросло уже целое поколение, которое не в курсе за ленинские идеалы, но других — не появилось. Стремясь догнать и перегнать загнивающий Запад, мы все больше удаляемся от него. Можно сколько угодно пенять на «собственный путь» и дурное азиатское влияние, на коммунистов, фашистских захватчиков и тлетворное влияние засланных в тыл шпионов-диверсантов из МИ 6, но дело в банальной... недальновидности. Глупости, точнее. Мы прекрасно научились делать «как», но так и не поняли «почему».

Почему на их улицах чисто, почему их старики живут дольше и на пенсии не собирают бутылки, а отправляются в кругосветное путешествие? Почему у них рабочий на заводе — это уважаемый человек, а у нас — полуголодный гопник? Почему они пестуют свои гражданские свободы, а у нас в это время вымирают целые города?

Все просто. У них есть чувство собственности, а у нас нет. Больше того, нынешние власти стараются максимально замедлить его появление. О чем я?

О том, что в Европе и Америке все чье-то. Земли, дома, дороги, компании, в которых работают люди, футбольные клубы, лужайки и кафе. И отношение соответственное. Свое — дорого и любимо. За ним следят, ухаживают и делают лучше. Из этого своего складывается «наше». Когда люди объединяются с тем, чтобы их город (их! А не чей-то там — коррумпированных чиновников, бандитов, торгашей и продажных полицейских) тоже был лучше. Чтобы не стыдно было перед детьми, чтобы им жилось хорошо.

Именно из чувства собственничества рождается чувство собственного достоинства. Буквально. У меня что-то есть, значит, я чего-то стою. Можно успокоиться и заняться внутренним миром.

У нас этого нет. Согласитесь, смешно говорить «это мое», когда этого моего 35 м2 и стоит оно так, что пришлось обобрать всех родственников на первый взнос и теперь еще 25 лет платить банку бешеные проценты? И соседи еще бросают окурки на лестничную клетку.

А государство, вместо того, чтобы создавать и воспитывать собственников в этом хорошем смысле, наоборот всячески гнобит тех, кому действительно удалось сделать что-то свое — это вам и ставший хрестоматийным пример с Ходорковским, и репрессии Березовского, Чичваркина; кто знает, скольких еще бизнесменов менее медийных. Сажает их в тюрьму, изгоняет из страны.

Да Бог с ними. Может, их и было за что судить. Но судить же, а не расстреливать, во-первых; а во-вторых, с большинством тоже не лучше. Конечно, надо строить жилье для военных и милицейских. Но как же врачи, учителя и, я не постесняюсь этого слова, другая интеллигенция? Создается ощущение, что власть — этакий Урфин Джюс, который создал себе армию дуболомов и явно «заворачивает поганку» обществу. Да так оно, впрочем, и есть.

Конечно, нужно строить Сколково, но не в то время, когда в Нижнем Тагиле остается половина советского населения, чуть не пятая часть которого наркоманы и алкоголики.

Конечно, нужно строить скоростные магистрали из Москвы в Екатеринбург, но не в то время, когда в Ревде по городу можно проехать только на танке, потому что даже внедорожники в выбоинах тонут.

И что делать? Ничего особенного. Государству — опомниться и для начала создать культ частной собственности, что-то вроде «одноэтажной Америки» хотя бы. А нам всем — понять, что страна эта — наша, каждого, и начать вести себя соответственно.