Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В прошлом году в области было изъято 5396 игровых автоматов

14 января 2011, 10:23
Однако победить нелегальный игровой бизнес так и не удалось. Удастся ли это сделать сейчас, когда приняты очередные поправки в закон?

С 1 января вступили в силу поправки к закону о лотереях, основная задача которых — пресечь деятельность подпольных залов игровых автоматов, сообщает «Российская газета». С момента запрета деятельности игорных заведений вне пределов специальных игорных зон прошло уже полтора года.

Когда закон вступил в силу, некоторые политики говорили о том, что нужно помочь бизнесменам, работавшим в игорном бизнесе, «перепрофилироваться», вложив деньги в ряд альтернативных проектов, скажем, в региональные лотереи, часть доходов от которых была бы направлена на благотворительность или в развитие внутреннего туризма. Однако нам не удалось найти ни одного примера, подтверждающего, что это намерение осуществилось.

В разных регионах страны ситуация складывается по-разному, но в Свердловской области подпольный игорный бизнес процветает, несмотря на все усилия правоохранительных органов.

Андрей Альшевских, депутат областной думы::

— Когда игорный бизнес работал, он приносил порядка 1,4 миллиарда рублей в областную казну. Те заведения, что сейчас оказались в тени, могли бы платить порядка миллиарда рублей налогов. Принятый в 2009 году закон был недоработанным, мы не оформили официально игорную зону в Свердловской области и потеряли один из существенных источников дохода бюджета.

Кроме того, бюджетные же деньги тратятся на то, чтобы выявить подпольный игровой клуб, вывезти оборудование, выделить помещение для его хранения, провести экспертизу, оплатить работу сотрудников милиции, которые участвуют в этих мероприятиях.

По данным депутата Госдумы Павла Зырянова, сегодня только в Екатеринбурге работает около 160 игорных заведений, месячный денежный оборот каждого из них составляет примерно 500 тысяч рублей. Зырянов считает, что подпольный игровой бизнес до сих пор так широко распространен потому, что там вращаются слишком большие и быстрые деньги. Снять в аренду помещение и дать взятки чиновникам и милиции оказывается проще, чем отстраивать бизнес с нуля в официально разрешенных на то местах, создавать всю необходимую инфраструктуру и платить немаленькие налоги в казну.

Схема, по которой до 1 января действовало большинство игровых залов, очень проста: при входе посетитель покупал у кассира ручку, зажигалку или еще какую-нибудь мелочь за 500, 1000 или 1500 рублей. Ту же сумму оператор автоматически переводил на его виртуальный счет: эти деньги человек благополучно проигрывал в автомате. С точки зрения действовавшего законодательства к такой системе придраться было нельзя. Считалось, что если человек вносит деньги не собственноручно, а опосредованно, игровой автомат уже не является таковым и автоматически превращается в аппарат для разыгрывания стимулирующей лотереи.

Эту-то правовую коллизию депутаты и постарались решить, запретив стимулирующие лотереи. Однако и сами законодатели, и представители легального игорного бизнеса, работающего в пределах специальных зон, понимают, что новая мера вряд ли сможет существенно изменить ситуацию. Николай Оганезов, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ в сфере игр и лотерей, например, говорит о том, что существуют механизмы, позволяющие обойти ограничения, введенные вступившими в силу поправками к закону.

Вот возможный вариант дальнейшего развития событий: как когда-то игровые автоматы в экстренном порядке переделывали в лотерейные, так теперь залы игровых автоматов будут экстренно превращать в «интернет-кафе», в которых доступ будет открыт только к игровым сайтам. Снова чуть-чуть изменят технологию получения денег с клиента, но суть останется прежней.

Валерий Горелых, пресс-секретарь ГУВД по Свердловской области::

— За 11 месяцев 2010 года на территории области провели 884 проверки нелегальных казино, в ходе которых изъяли 5396 игровых автоматов. Но, увы, редко клуб после такой проверки закрывается. Чаще всего закупается новое оборудование, подыскивается другое помещение, и все начинается сначала.

Становится ясно, что повальными запретами проблему не решить. Поэтому некоторые парламентарии предлагают ввести «другие правила игры». Так, Андрей Альшевских и некоторые другие эксперты считают выходом создание игорных зон на расстоянии примерно 50 километров от крупных городов: игрозависимые подростки и пенсионеры туда не поедут, но предприниматели все-таки в большинстве своем выйдут из тени.