Раздел Общество
12 января 2011, 09:47

Треть горожан не знает о строительстве храма св. Екатерины

Результаты социологического опроса показывают, что 30,3% жителей Екатеринбурга не в курсе планов епархии и губернатора.

Достоянием общественности стали результаты исследования, проведенного фондом «Социум», которое в этот раз был посвящено отношению жителей Екатеринбурга к идее строительства в центре города православного храма. Как сообщает ИА «Политсовет», опрос был проведен 21–25 декабря 2010 г. В его ходе по телефону было опрошено 600 жителей Екатеринбурга.

Тема опроса показалась интересной респондентам. Значительное большинство из них (более 62%) в той или иной степени осведомлено о планах строительства храма, более половины знают о проходившем весной прошлого, 2010 года митинге и сборе подписей против строительства храма св. Екатерины на месте, где он стоял прежде. Таким образом, общественная дискуссия о возможном строительстве стала заметным фактом общественного сознания. В то же время данные опроса свидетельствуют о том, что далеко не все горожане информированы о планах строительства и, соответственно, не все имели возможность выработать собственное мнение на этот счет.

1. Осведомленность о планах строительства.
«Да, знаю» 62.3%
«Нет, не знаю» 30.3%
«Узнал только что, из вашего опроса» 7.6%
2. Осведомленность о митинге и сборе подписей.
«Да, знаю, слышал, читал» 51.6%
«Нет, не знаю» 45.2%
«Сам в нем участвовал» 3.2%
3. Отношение к планам строительства храма св. Екатерины
на площади Труда.
«Я целиком поддерживаю эти планы, храм должен быть построен именно в этом месте» 12.2%
«Я поддерживаю идею строительства храма, но не в этом месте города» 16.6%
«Я не считаю это своей проблемой, пусть решают власти» 16.4%
«Я против строительства храма в этом месте города» 38.1%
«Я категорически против строительства храма и готов участвовать в противодействии этим планам» 3.2%
«Не думал об этом» 13.4%
4. Чье мнение должно быть главным при принятии решения о строительстве?
«Областных властей, губернатора» 3.4%
«Православных верующих» 4.4%
«Руководства епархии» 4.7%
«Городских властей (гордумы или администрации)» 15.1%
«Большинства горожан, выраженное на референдуме» 67.9%
Другие варианты 4.5%
5. Если есть деньги на культовые сооружения, то на что их следует в первую очередь тратить?
«На строительство новых храмов на месте старых, утраченных» 2.3%
«На строительство новых храмов там, где их не хватает верующим» 12.1%
«На ремонт и восстановление сохранившихся старых храмов» 47.8%
«На достройку новых храмов, ранее начатых и незавершенных» 11.7%
«Нельзя тратить деньги на строительство церквей» 9.9%
«Не знаю» 12.6%
Другие варианты 2.6%

Леонид Волков, депутат Городской думы:

— Родной город — замечателен, он сохраняет голову на плечах и не скатывается в крайности. Он неравнодушен и при этом рассудителен. И, главное, он очень уважает сам себя и пытается сохранить это самоуважение. (Смотрите ответ на 4 вопрос).

Екатеринбуржцы не воинствующие атеисты (лишь около 10% вообще не допускают мысли о строительстве новых церквей — см. вопрос 5). Но очень многие из них, вне зависимости от отношения к религии, — антиклерикалы, и это понятно и объяснимо.

Рейтинг власти низок, доверие к ней низко, готовность делегировать власти решение важных для города вопросов выражена менее, чем у 20% горожан. На этом фоне доверие к городским властям все же значительно выше, чем к нелегитимному губернатору-назначенцу (вопросы 3, 4).

И мне кажется очевидным, что городская среда будет очень органично развиваться дальше без всех этих острых противоречий, просто если с одной стороны (со стороны большинства горожан) всегда будет иметь место должное уважение к нуждам и желаниям крупнейшей конфессии, а с другой стороны (со стороны епархии, в первую очередь), не будет попыток занять неподобающее место, взваливать на себя избыточный функционал, объявлять себя единственно возможной и единственно правильной общественной силой, сливаться в экстазе с властью и диктовать большинству горожан свою волю.

Клерикализм в нашем городе не пройдет, и клерикализация нашему городу не нужна. А конфессиональный мир и гармония, свобода совести и равные возможности для всех, вне зависимости от убеждений, — возможны.