Раздел Общество
21 ноября 2010, 09:00

Спецпроект 66.ru: Телевидение у нас дома

В День телевидения говорим о самых рейтинговых проектах отечественного ТВ.

Звание «самого классного СМИ» утвердилось за телевидением еще в 60-е, но воздать ему по заслугам решили сравнительно недавно, только в 1997 году — тогда Генеральная Ассамблея ООН предложила отметить в своих календарях 21 ноября и назвать этот день «Всемирным Днем телевидения». Выходит, что, согласно календарю, сегодня у нас праздник.

Правда, о нем мало кто помнит. Телевизионщики — потому что это работа, а каждый рабочий день на ТВ — это и есть праздник, зачем выделять отдельно? зрители — наверно, потому, что им и ходить-то никуда за телевидением не надо, оно и так всегда дома.

С другой стороны, кому-то и вспоминать особенно нечего. Основная часть истории советского ТВ началась и закончилось без тех, кому сегодня лет 20 или 30, так что половину «эпохальных программ» мы просто пропустили — по малолетству. Тогда сегодняшний день можно считать если не праздником, то хотя бы поводом, чтобы поговорить о феномене телевидения и вспомнить несколько популярных некогда ТВ-проектов отечественного производства. Тем более что некоторые из них оказались настолько живучи, что успешно существуют по сей день.

1968. «Время».

Дата выхода — год 1968-ой. С тех пор прошло 42 года, но и теперь ровно в 21:00 мы включаем телевизор на 1 канале, потому что начинается «Время».

Программа сменила 15 заставок, несколько раз обновила состав ведущих, журналистов, сменился редакторский состав. Кажется, только зрители все это время никуда не уходили, так и сидели неподвижно у своих экранов, потому что привыкли смотреть самые главные новости страны.

Привычка усаживаться перед телевизором ровно в девять появилась еще в 70-е. Стать популярной программе не помешали ни дозированность информации, ни тщательная редактура, ни узость тем — повышенное внимание уделялось производственной и сельскохозяйственной тематике. Также среди обязательных блоков программы, помимо спорта и политики, был прогноз погоды — вот без чего точно невозможно представить себе программу «Время».

Выпуск от 2 ноября 1977 года, прогноз погоды читают дикторы Центрального ТВ — Игорь Кириллов и Нина Бодрова.

1969. «Международная панорама».

Телевидение уже не столько информировало, развлекало, сколько пропагандировало. Например, «Международная панорама» занималась пропагандой социализма и критикой Запада. Лидеры Запада тоже не прошли мимо телевидения и активно использовали его возможности в целях саморекламы. К примеру, участники предвыборной гонки 80-го года в США, Рейган и Картер — другое дело, что у Рейгана получалось лучше, сказывались актерская школа и умение держаться перед телекамерами.

Илья Савинов, историк, преподаватель:
— Сюжет довольно противоречив. С одной стороны, корреспонденты дают свою снисходительно-критическую оценку предвыборной кампании, отмечают ее дороговизну, неэффективность и — бессмысленность. Но, в то же время, нет никакой конкретной информации о предвыборных программах кандидатов в президенты, хотя, безусловно, очень интересна и своеобразна картина американской действительности, срез общественного мнения о выборах.



Срез общественного мнения и мелкие детали, на которых задерживается оператор, вроде той сувенирной продукции, выпущенной к президентским выборам, среди которой случайно оказывается значок с надписью «Iran sucks», — то, за что советский зритель любил репортажи журналистов-международников.

Илья Савинов, историк, преподаватель:
— Среди значков, призывающих голосовать за того или иного кандидата, неожиданно появляется значок с короткой фразой «Iran sucks». Нет, это не ошибка и не реклама продукции. Одним из наиболее значимых событий конца 70-х — начала 80-х стал захват американского посольства в Тегеране, столице Ирана 4 ноября 1979 года. Эта тема была одной из основных в предвыборной гонке двух кандидатов. Неудача военной операции по освобождению заложников и провал переговоров отрицательно повлияли на рейтинг президента Джимми Картера, способствовав победе Рейгана. Кстати, что интересно, заложники были освобождены 20 января 1981 года, в день вступления Рейгана на пост президента США.


Для советского человека это была едва ли не единственная возможность заглянуть за железный занавес. Наконец, именно в «Международной панораме» нашему зрителю впервые представили «странно одетых и не менее странно ведущих себя людей», разгуливающих по улицам Лондона, которых называют словом «punk». Фрагмент одного из выпусков программы 1977 года.

1983. «Служу Советскому Союзу».

Проект занял почетное второе место в рейтинге самых популярных передач советского ТВ, уступив только девятичасовым выпускам новостей программы «Время». Она, как и «Время», вошла в обязательный распорядок дня каждой воинской части — по воскресеньям все усаживались перед телевизором в «ленинской комнате» и, кто с интересом, а кто, как пишет автор «9 роты», в «принудительном порядке», наблюдал за буднями Вооруженных Сил Советского Союза.

Валерия Лепаловская, историк:
— Отчасти рейтинг обеспечивался тем, что передача являлась обязательной к просмотру во всех войсковых частях Советской Армии. Но также она была востребована у советских граждан и по другой причине. Вещание этой программы пришлось на время Афганской войны. Все, что было связано с этой войной, тогда являлось закрытой темой. Реально происходившие события в ДРА не освещались в СМИ, солдатам и офицерам по возвращению домой запрещалось рассказывать о том, чем они там занимались.

Но в передаче «Служу Советскому Союзу» иногда показывали видеосюжеты, в которых можно было хотя бы увидеть лица тех, кто проходил там службу. В письмах воинов-«афганцев» часто можно встретить такие фразы: «Смотрите «Служу Советскому Союзу», может быть, нас там покажут».

Для того чтобы в программе действительно появлялись репортажи и интервью с участниками войны, съемочной группе приходилось буквально пробиваться через генеральские заслоны, чтобы попасть в воинскую часть. Начальство всегда относилось к появлению журналистов без энтузиазма: все-таки солдаты, которых позже показывали по ТВ, не всегда говорили или вели себя «по уставу».

Валерия Лепаловская, историк:
— С началом перестройки и политики гласности в средства массовой информации стало все больше и больше попадать информации о войне в Республике Афганистан, все чаще стали мелькать видеосюжеты, в которых военнослужащие рассказывали о своей службе в Афганистане, и чаще всего эти сюжеты показывали в программе «Служу Советскому Союзу».

Один из сюжетов «Служу Советскому Союзу»: здесь солдаты и офицеры вспоминают о службе в Афганистане. О первом выходе, цинизме на войне, друзьях и возвращении домой, о смерти.

Репортер: — Ты видел смерть людей, да? Своих товарищей. Вот как ты в первый раз воспринял смерть?
Солдат: — Мне было очень трудно на это смотреть. Но я все-таки сдерживал себя. Просто... Ну как сказать? Как будто имел силу воли... не делать себе тяжело, потому что знал, что это, возможно, видеть еще и не раз.

Валерия Лепаловская, историк:
— Это видео за 1989 год. Здесь журналист уже стремится показать настоящую, реальную жизнь в Афганистане. Но в то же время чувствуется, что героям сюжета пока достаточно сложно говорить всю правду.

Когда в 80-ом году в Москве в первый и пока единственный раз в стране проводились Олимпийские игры, более 50 стран отказались от участия, выразив свой протест по отношению к решению правительства о вводе войск на территорию Афганистана. Несмотря на бойкот, игры все-таки состоялись, и видеть их можно было не только на стадионах, но и дома, сидя перед телевизором. Одним из самых запоминающихся моментов стала церемония закрытия, когда на стадион, держась за воздушные шары, медленно выплыл «Миша» и помахал на прощание зрителям лапой.

1987. «600 секунд».

Сначала был только голос за кадром, потом у программы появился ведущий, Александр Невзоров — бойкий молодой человек с сомнительным каскадерским прошлым, без костюма и даже без галстука, который каждый вечер рассказывал то, чего не было и не могло быть на центральном ТВ: куры, искусственно заморенные на мясокомбинате, непригодные для употребления туши — трупы — свиней, которые уже готовы к тому, чтобы попасть на конвейер, а затем и на прилавки продуктовых магазинов, свежие безымянные могилы на одном из городских кладбищ, снос дома, в котором все еще продолжают жить... Неприглядная сторона советской повседневности.

Сюжет длился не более 50 секунд, за день съемочная бригада успевала отснять по 7 — 8. Говорят, зрители спорили, успеет ли ведущий закончить фразу прежде, чем часы за его спиной обнулятся и на экране останутся только цифры 000, 0.

Дмитрий Макурин, руководитель агентства «Ночные новости» (4 канал):
— Это была эпохальная программа, которая появилась в нужное время. В этом, отчасти, кроется секрет ее популярности, отчасти — в политической составляющей «600 секунд». Нужно понимать, что работать тогда, оперативно узнавать информацию было куда сложнее, нежели сейчас, когда можно найти все, что угодно, в интернете; тогда же у журналистов не было ни компьютеров с выходом в интерент, ни мобильных телефонов.

«600 секунд» попала в Книгу рекордов Гиннеса как самый рейтинговый телевизионный проект. Позже Невзоров даже назовет себя самым заметным явлением российского телевидения.

Антон Чистяков, корреспондент ОТВ:
— Репортерская работа, на мой взгляд, одна из самых интересных на телевидении. Особенно, если ты работаешь в новостях. Каждый день — просто гора новых событий и ощущений, и если повезет, и координатор не пошлет на какое-нибудь ЧП, убийство и так далее, то можно получить массу приятных впечатлений, а не редко и подарков. Правда, плюсы заканчиваются при возвращении со съемок в редакцию. Выясняется, что на тебе висит еще несколько материалов, а до эфира остались всего один-два часа. Приходится работать практически в авральном режиме, торопиться, успевать... И так каждый день. Бывает, что и без выходных.

Работа на ТВ — убийца личного, да и вообще любого свободного времени. Рабочий день-то не нормированный. И все же все эти минусы с лихвой перекрываются новыми впечатлениями и огромным жизненным опытом, который ты получаешь в награду.

На новом, российском ТВ программа продержалась недолго, всего два года. Ушли, как и жили все это время — громко, со скандалом: руководство ТРК Петербург, на этот раз официально, объявило о закрытии передачи. Студию опечатали, около дверей появился милицейский пост.

1990. «Намедни».