132 года назад открылось постоянное движение на участке Пермь — Камасино (Чусовская) — Нижний Тагил — Екатеринбург.
Главная особенность Свердловской железной дороги в том, что она соединяет между собой европейскую и азиатскую части России, Полярный круг и Северный Казахстан. Магистраль проходит через Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Сургут, Тюмень, обслуживает Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа.
Общая протяженность Свердловской железной дороги более 7 тыс км, развернутая длина — более 13,5 тыс км. К СвЖД примыкает разветвленная сеть подъездных путей для промышленного транспорта, обслуживающих горно-рудную, каменноугольную, металлургическую, торфодобывающую, деревообрабатывающую промышленность, предприятия машиностроительной промышленности и производства строительных материалов.
В настоящее время на долю СвЖД приходится более 10 проц сетевых объемов погрузки, в том числе таких важнейших грузов, как нефть, цветные металлы, лесные и строительные грузы. По основным показателям она входит в первую тройку дорог России. Услугами магистрали пользуются более 12 тыс промышленных предприятий.
За 9 месяцев 2010 года на СвЖД погружено 89,7 млн тонн грузов, отправлено 7,8 млн пассажиров в дальнем следовании и 20,85 млн человек в пригородном сообщении. При этом с января по сентябрь 2010 года более 167 тыс пассажиров СвЖД оформили билеты на поезда дальнего следования через Интернет, около 4 тыс пассажиров воспользовалось услугой электронной регистрации.