Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Целевая замена лифтов переросла в проблему

12 февраля 2010, 14:10
Начавшаяся в прошлом году в российских регионах замена старых лифтов перерастает в головную боль для жителей мегаполисов.

Надежды на комфортные поездки в новеньком лифте оправдываются не всегда: на поверку изделия отечественных производителей оказались капризны и ненадежны. К примеру, в Екатеринбурге купленное на бюджетные деньги оборудование выходит из строя ежедневно — в диспетчерских хватаются за головы, а горожане клянут лифтостроителей, сравнивая их изделия с «проклятьем» русского автопрома — вазовскими легковушками. Изменится ли ситуация, пока не ясно — Фонд содействия реформированию ЖКХ дал установку на антикризисную поддержку российских производителей.

В Свердловской области по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2009 году были установлены 1 тысяча 144 новых лифта. В общей сложности в программе по замене лифтового оборудования участвовали 9 муниципалитетов — Екатеринбург, Асбест, Заречный, Каменск-Уральский, Качканар, Кировград, Кушва, Нижний Тагил и Первоуральск. Однако больше всех повезло крупнейшим уральским городам — Екатеринбургу, Нижнему Тагилу и Каменску-Уральскому. Только один Екатеринбург потратил на эту работу более 1 млрд. бюджетных рублей, в общей же сложности по линии фонда содействия реформированию ЖКХ было получено порядка 2 млрд. рублей.

Как передает корреспондент «Нового Региона», в случае с Екатеринбургом оборудование закупалось строго у отечественных производителей — Щербинского лифтостроительного завода и саратовского ООО ПМП «Техлифтмонтаж». Последний продает пассажирские лифты по цене от 600 до 900 тыс. рублей, что на первый взгляд кажется привлекательным. Но это только на первый взгляд — ежедневная эксплуатация саратовских лифтов оказалась настоящей пыткой, как для жильцов многоэтажек, так для лифтовых диспетчерских Управляющих компаний.

К примеру, на ежедневные выходы из строя лифтов «Техлифтмонтажа» уже несколько месяцев жалуются жители микрорайона Химмаш в Екатеринбурге. Утром лифт работал — вечером стоит или наоборот, говорят обитатели сразу нескольких девятиэтажек на улице Профсоюзной. Порой кабину приходится дожидаться от трех до пяти минут — «умная» электроника добросовестно собирает граждан по всем этажам, вот только кабина перемещается по шахте слишком медленно и с ужасным скрежетом. Теперь здесь с тоской вспоминают старые лифты, не сомневаясь, что они были быстрей и надежней, а новые сравнивают разве что с вазовскими машинами. Тем временем специалисты подтверждают, что хлопот с недавно установленным оборудованием прибавилось в разы.

«На самом деле эти лифты стоят постоянно, несмотря на то, что новые. Проблема в том, что они электронные, возможно, есть какие-то недоработки. Чуть неправильно человек зашел, задержался, они сразу выключаются. Это связано с «начинкой», по всей Профсоюзной и Инженерной поменяли лифты — люди во всех домах маются постоянно, — заявили «Новому Региону» в диспетчерской службе УК «Нижнеисетская». Там говорят, что в среднем по одному только Химмашу поступает от 10 до 20 обращений о поломке новых лифтов ежедневно — интересовались у коллег из других районов, там ситуация немногим лучше. «Конечно, зачастую виноваты сами жильцы — неправильно эксплуатируют технику, кроме того, балуются подростки, гоняя кабины вверх-вниз, в результате чего те не выдерживают повышенной нагрузки, — добавляют лифтотехники. — Старые лифты определенно работали лучше!»

Тем временем в министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области, курирующем работу по замене лифтов, ставят под сомнение выводы о невысоком качестве новых российских лифтов. «То, что старые лифты были лучше новых, это может быть субъективное мнение. Просто они более сложные по устройству», — отмечает пресс-секретарь ведомства Елена Ильина. При этом в министерстве указывает, что на покупке именно российских лифтов настаивает руководство Фонда содействия реформированию ЖКХ: «Чтобы поддержать отечественную промышленность. Но у нас нормальные лифты, к тому же заводов не так много — Щербинский, Московский завод. А замена была нужна — старые лифты были сильно изношены, фактически в этой сфере сейчас идет революция. Думаю, те, у кого все хорошо — просто молчат».

Так или иначе, но чиновники на Среднем Урале считают, что результат от осуществления программы все-таки положительный: «К примеру, в Каменск-Уральском вообще хлопают в ладоши от радости. А если есть проблемы, пусть завод присылает специалистов — это нормальная европейская практика. Вообще в этом году поменять лифты хотят 65 муниципалитетов, сейчас мы готовим заявку в Москву, надеемся, что опять выделят средства, но сколько — неизвестно». В министерстве ЖКХ добавляют, что выбором поставщика и закупками оборудования занимаются сами муниципалитеты. «На всех совещаниях до них доводится требование покупать российские изделия. Не думаю, что эту задачу они спускают на Управляющие компании — это может быть опасно...».