Раздел Общество
19 января 2010, 08:49

РФ развернула в США антиамериканскую пропаганду

Прокремлевский телеканал Russia Today возмутил Запад и блогосферу новой кампанией пропаганды.
Весьма острая дискуссия развернулась в российской и зарубежной блогосфере в связи с новой кампанией пропаганды, которую незадолго до нового года развернул на Западе прокремлевский англоязычный телеканал Russia Today. Огромные баннеры провокативного содержания появились в Великобритании, и, согласно сайту канала, привлекли всеобщее внимание. Такие же предполагалось разместить в США, однако крупнейшие аэропорты страны отказались, сочтя их неполиткорректными.

Причем, пропаганда эта носит даже не пророссийский, а откровенно антизападный характер. Один из баннеров предлагает, к примеру, выяснить, кто представляет для мира большую ядерную грозу — Иран или США. Соответствующий вопрос проиллюстрирован наложенными друг на друга изображениями их президентов Ахмади Нежада и Обамы.

Другой призывает задуматься, кто опаснее для общества — английский футбольный фанат или полицейский. Изображения обоих с выражением крайней агрессии на лице также наложены одно на другое.

Подобные вопросы задаются на баннерах на самые животрепещущие темы: «Изменение климата: научный факт или научная фантастика?» сопровождается слитыми воедино изображениями белого медведя и инопланетянина; «Только ли террористы развязывают террор?» — портретами боевика-исламиста с гранатометом и американского солдата с автоматом; «Какое оружие мощнее?» — «симбиозом» автомата и репортерской видеокамеры.

Все плакаты подписаны новым лозунгом телеканала «Question more» (можно перевести примерно так — «Больше сомневайтесь»).

В России тему подняли самые читаемые блоггеры — Антон Носик и Артемий Лебедев. Главный «тезис» — масштабная дорогостоящая пропаганда ведется на деньги ничего не подозревающих российских налогоплательщиков, причем за счет урезания таких значимых бюджетных статей, как содержание и строительство школ, больниц и дорог.

К примеру, Лебедев, называя данный рекламный продукт «гэбэшным креативом», замечает следующее: «Предлагаю читателю на секунду представить, что какой-нибудь американский телеканал, созданный специально для того, чтобы создавать в мире положительный образ США, решит разместить в «Шереметьеве» рекламу, где будет изображен Путин, наполовину похожий на Саакашвили, а рядом написано что-нибудь нейтральное, например: «Кто вкуснее готовит шашлык?».

Авторы англоязычного блога Power Vertical («Вертикаль власти») на радио "Свобода"/"Свободная Европа" сообщают, что служба управления британскими аэропортами также отказалась размещать у себя баннеры Russia Today. Зато новостные сообщения о запрете плакатов в США опубликовали многие сайты, от которых «попахивает» радикализмом, — к примеру, сайт ирландских националистов.

На пропаганду правительство РФ тратит больше, чем на борьбу с безработицей

О рекламных щитах прокремлевского телеканала, появившихся в Британии, пишет газета The Guardian. Она отмечает, что в этом году правительство РФ потратит на свою пропаганду за рубежом 1,4 миллиарда долларов — больше, чем на борьбу с безработицей. Также она пишет, что несмотря на глубокий финансовый кризис выделены дополнительные средства на развитие государственных СМИ.

Главный редактор Russia Today телеканала 29-летняя Маргарита Симоньян:

- Эта кампания, естественно, стоила денег. Как вообще стоит денег любое международное телевидение. К сожалению, сколько именно денег она стоила, я публично говорить не могу, т.к. это запрещено контрактом. Если бы ее стоимость поделили на наши нищие школы, больницы и другие учреждения, что предлагалось сделать, то каждой досталось бы, может, по рублю.
Надо признать, мы действительно тратим деньги налогоплательщиков. Как и любой другой аналогичный проект любой другой страны — от ВВС до Аль-Хурры. Не могу еще не добавить, что наш бюджет В ДЕСЯТКИ РАЗ меньше бюджета ВВС.


Реакция от топовых блогеров не заставила себя ждать.
Вот что написал журналист, стоявший у истоков Рунета, Антон Носик:
- Больше всего в отповеди г-жи Симонян меня позабавил тот факт, что она реально не в курсе, из каких средств финансируется вещательная корпорация BBC. По ее мнению, британцы так же содержат свое общественное телерадио на деньги налогоплательщика, как это было принято в СССР и по сей день практикуется в сувенирной клептократии, вынужденной урезать расходы на образование, здравоохранение, социалку и строительство дорог, чтобы поднять содержание своим карманным пропагандистам. На самом деле, деньги на содержание BBC взимаются совершенно целевым образом, только с тех, кто владеет телевизорами, с довольно серьезной дифференциацией по классу устройств и возрасту зрителей. Ни в какой момент британский кабмин не имеет свободы урезать финансирование школ и больниц, чтобы отправить освободившиеся средства на пропагандистские нужды.
И, уж разумеется, совершенно немыслимо, чтобы руководитель BBC публично понтовался непрозрачностью своих бюджетов. Финансовый отчет BBC за 2008/2009 год (в формате .pdf) занимает 82 страницы таблиц, мелкого шрифта и примечаний. Отчетность корпорации широко обсуждается прессой, обществом и парламентом (причем не за закрытыми дверьми, а с обязательным участием представителей всех оппозиционных партий).