Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Генпрокуратура серьезно занялась схемами коррупции на госзаказах

29 октября 2009, 15:14
Генпрокуратура оценивает сферу госзакупок как одну из наиболее коррупционноемких.
Руководство страны проявляет повышенное внимание к проблеме госзаказов и законности при их размещении, однако коррупционная составляющая в этой сфере уже достаточно глубоко пустила корни. По словам Буксмана, чиновники не просто нарушают закон, а пытаются эти нарушения "узаконить". О том, какие махинации изобретают чиновники при организации тендеров и как их удается поймать за руку, "Российской газете" рассказал первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман.

"Прокуроры все чаще сталкиваются с достаточно новым явлением - так называемыми коррупциогенными нормами в правовых актах органов власти. То есть речь идет уже не просто о нарушениях закона, а о том, что сами условия, созданные для злоупотреблений, пытаются фактически "узаконить", - пояснил первый зам генпрокурора РФ.

По данным экспертов, коррупция на госзаказах в Москве и Петербурге растет с каждым годом. Дополнительную актуальность эти проблемы приобрели в условиях финансового кризиса, когда денег стало куда меньше. По словам Буксмана, в июле Генпрокуратура предложила Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) внести изменения в Положение о единой конкурсной комиссии, которое неоправданно расширяло полномочия службы по подготовке и проведению конкурсов.

"В Мурманской области по инициативе прокуратуры правительством области изменен нормативный документ, который незаконно давал право чиновникам привлекать к осуществлению государственных функций по размещению заказов каких-то независимых экспертов", - отметил Буксман.

Первый зам генпрокурора РФ также рассказал о реакции ведомства на одно из ноу-хау в этой области - на так называемый технический способ злоупотреблений. Речь идет о том, что в сведениях о госзакупках, размещаемых на официальном сайте РФ, сознательно искажается орфография, и тем самым автоматически создаются препятствия для работы потенциальных участников конкурса.

"Мы организовали проверку фактов, когда государственные заказчики на официальном сайте сети Интернет использовали в наименовании заказа в русскоязычных словах латинские буквы вместо аналогичных русских, - пояснил Буксман. - Это исключает данные закупки из поиска на сайте, влечет ограничение количества участников размещения заказа и приводит к заключению государственного контракта, как правило, по завышенной, нерыночной цене, с единственным поставщиком, которому предварительно сообщается об условиях работы с данной информацией".

По словам первого зама генпрокурора РФ, такие нарушения, например, выявлены в Федеральном агентстве по науке и инновациям при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на оказание автотранспортных услуг для нужд агентства в 2009 году.

"В связи с тем, что эти действия могли привести к ограничению доступа к участию в аукционе и сужению круга его потенциальных участников, а это запрещено Федеральным законом "О защите конкуренции", то заместителю руководителя агентства объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона", - отметил представитель Генпрокуратуры.

По словам Буксмана, рынок государственных и муниципальных закупок - одна из излюбленных тем нечистых на руку чиновников, поскольку он весьма динамично развивается. "Объем средств, выделяемых на эти цели, достиг уже 4 триллионов рублей. При этом органы власти и управления стабильно выполняют бюджетные обязательства. Таким образом, победа в конкурсе на заключение государственного и муниципального контракта практически гарантирует объемы работ и оплату за их выполнение", - отмечает зам генпрокурора.

"Но если не обеспечить точное и безусловное соблюдение требований законодательства о госзакупках, невозможно добиться ни добросовестной конкуренции, ни эффективного использования бюджетных средств. А это, в свою очередь, создает почву для коррупционных злоупотреблений. Вот почему этот сегмент экономики считается крайне выгодным для представителей бизнеса", поясняет он.

Все нарушения закона в этой сфере, по словам Буксмана, можно разделить на две большие группы. Самый распространенный способ - когда "избранным" хозяйствующим субъектам умышленно предоставляют те или иные преимущества. Делается это, как правило, не прямо, а замаскированно. Для "нежелательных" участников торгов искусственно создают препятствия.