Раздел Общество
11 марта 2009, 14:47

Реставраторы обнаружили в Доме Севастьянова скрытые комнаты и газеты начала XIX века

Здание в центре Екатеринбурга, известное под именами Дом Севастьянова и Дом профсоюзов, имеет богатую историю. В ходе реставрационных работ обнаружены интересные исторические находки.
Здание неоднократно перестраивалось и меняло своих владельцев. Согласно историческим документам, временем постройки дома Севастьянова считается 1866 год, хотя официально Севастьянов не был первым и единоличным владельцем этого дома. Еще ранее на этом месте было строение с ротондой — дом горного чиновника Ивана Васильевича Полкова. Здание уже для того времени имело необычный вид и выделялось из общих построек. В первой половине XIX века в этом здании был театр, в нем выступали симфонические оркестры, пианисты и музыканты.

Принято считать, что архитектором здания был А.И. Падучев, который во второй половине XIX века перестроил этот дом для чиновника Севастьянова. Архитектор выбрал необычное архитектурное решение — эклектичный «мавританско-готический стиль». В этой стилистике был выполнен не только фасад здания, но и интерьеры, в которых прослеживаются восточные орнаментальные мотивы. Позже Севастьянов продал дом Окружному суду.

В апреле 1917 года солдаты Ачинского пехотного полка устроили в доме погром. После революции, 28 августа 1919 года, в бывшем Окружном суде состоялась первая общегородская конференция большевиков. В советские времена здесь располагался областной совет профсоюзов, позже в здании находились многочисленные офисы.

Естественно, что постоянно меняющиеся владельцы здания не раз перестраивали и переделывали внутренние помещения под свои нужды, здание неумолимо подвергалось разрушению с течением времени. В 2008 году было принято решение полностью реставрировать как фасад здания, так и интерьеры.

За эту работу взялось творческо-производственное объединение «Екатеринбургский художественный фонд». Было проведено полное обследование здания, произведены необходимые исторические изыскания с привлечением историков, искусствоведов, архитекторов и реставраторов. Результаты комплексных исследований показали, что здание находится в крайне запущенном состоянии. До этого оно никогда не подвергалось комплексным реставрационным мерам. Конечно, какие-то ремонтные работы проводились, но они были сделаны наспех и при этом никак не учитывались исторические аспекты.

Особенно сильно пострадал фасад здания. Помимо разрушений от времени, связанных с погодными условиями и соседством с оживленной магистралью, большой урон был нанесен элементам лепнины, которые попросту замазывались и заштукатуривались во время очередных косметических ремонтных работ. Специалисты Фонда провели долгую кропотливую работу по очищению старых слоев краски и штукатурки и восстановлению элементов фасада. В ходе реставрационных работ были открыты целые исторические слои. Так, например, была восстановлена арочная форма входной группы западного фасада, которая была заделана и имела форму обычной двери. Специалистами Фонда была проделана огромная работа по восстановлению многочисленных элементов лепнины потолка арочной входной группы. Южный фасад здания также неоднократно перестраивался. Исторически там были ворота с въездом во двор, однако во времена, когда в здании располагался Окружной суд, там был сделан пристрой, продолжающий здание, который и сохранился до нынешнего времени.

Особый интерес представляет цветовое решение фасада. Как известно, здание неоднократно перекрашивалось, при этом не всегда соблюдался исторический колор. Так, в результате реставрационных работ открылось, что в какой-то период времени отдельные элементы декора фасада были даже покрашены краской с позолотой. Архитекторы института «УралНИИпроект» и министерства строительства и архитектуры Свердловской области восстановили исторические «чистые» цвета фасада — белый, зеленый и терракотовый. Во время реставрационных работ были найдены полукруглые колонны на фасаде, однако вопрос об их функциональности остался неясным.

Интерьеры здания также подверглись значительному разрушению — как с течением времени, так и в ходе ремонтных работ при разных владельцах отдельных помещений. Специалисты Художественного фонда в настоящий момент приводят все интерьеры здания в единый стилевой вид, в соответствии с историческими документами времен второй половины XIX века. Проблемы, с которыми сталкиваются строители и реставраторы, весьма разнообразны. Это и провисшие от времени потолки, и утраченные элементы лепнины, и полностью закрытые или заложенные дверные проемы.

Особенно хочется отметить работу гипсового участка предприятия. Историческая лепнина интерьеров, внешне имевшая сносный вид, буквально рассыпалась в руках у мастеров. Лепнина вообще является основным декоративным элементом как для фасада, так и убранства интерьеров здания. Во многих помещениях первого и второго этажа она была полностью разрушена, так что пришлось восстанавливать и заново изготавливать элементы по аналогам сохранившихся исторических образцов. Примерно в половине случаев лепнина была отреставрирована, а в оставшихся случаях — воссоздана по историческим образцам.

Уникальные технологии, применяемые специалистами Художественного фонда, позволяют сохранить исторические элементы, не разрушая их. Детали не создаются заново, за исключением тех случаев, когда это действительно технологически оправданно, — происходит укрепление именно старых, исторических элементов. По такой технологии было произведено заполнение пустот в стенах, укрепление и подтяжка лепного потолочного декора. В некоторых случаях пустоты имели прикладное значение. Так, в ходе простукивания стен выявилось некое отгороженное пространство в стене зала на втором этаже, в котором, предположительно, размещались музыканты, сопровождавшие игрой празднества в центральном зале.

Во время многочисленных перестроек здания старинные резные деревянные рамы были заменены более простыми в эксплуатации. На основании исторических документов были заново изготовлены резные рамы из массива дуба. Оконные и дверные проемы к моменту реставрации не везде соответствовали исторической геометрии помещений, поэтому в ходе работ проемы были либо восстановлены, либо, как это было в случае с окнами, укреплены и усилены с помощью специальных технологий.

На первом этаже здания был восстановлен зал с двумя лепными порталами, один из которых когда-то служил для выхода в задний двор, а в советские времена был полностью заложен. Специалисты фонда расчистили портал, сохранив его очертания и воссоздав элементы декоративной лепнины.

Еще одна интересная находка обнаружилась в каминном зале, когда рабочие снимали мраморную плиту, обрамлявшую камин и зеркало над камином. За ней были обнаружены газеты начала XIX века, с сохранившейся исторической информацией, а также обои прежнего интерьера дома.

Такой объем реставрационных работ может выполнить предприятие, имеющее в своем штате узкоспециализированных мастеров: резчиков по дереву, лепщиков, форматоров, реставраторов, художников по росписи. В настоящее время данные специальности являются действительно уникальными. Несмотря на сжатые сроки, специалисты Художественного фонда тщательно и кропотливо подходят к каждой детали работы, стараясь максимально не нарушать историческую архитектурную целостность здания.