Раздел Общество
26 февраля 2009, 12:46

Экипаж пилотов «Аэрофлота по документам одновременно управлял двумя самолетами

Выборочная проверка рейсов Москва - Санкт-Петербург показала, что летчики работают без полного положенного отдыха.
А один экипаж умудрился по документам управлять сразу двумя бортами.

По требованиям безопасности полетов пилот должен отдыхать на земле в два раза больше времени, чем провел в воздухе. Столько нужно для восстановления сил и внимания.

Несмотря на это, в 80 процентах авиакатастроф винят человеческий фактор. Опытные пилоты вдруг теряют пространственную ориентацию, путают рычаги управления.

Но руководство «Аэрофлота» допускает к полету экипажи без полного отдыха между сменами, говорится в акте проверки Трудовой инспекции. Например, 9 июля прошлого года пилоты авиакомпании в 9 утра вылетели в Варшаву, а после возвращения на базу в Шереметьево сразу же слетали в Астрахань и обратно. Рабочий день закончился в четыре утра. На следующий день в 11 утра экипаж уже взял курс на Санкт-Петербург.

- Переработки происходят в основном из-за форс-мажора - сложной метеообстановки, неисправностей... И если самолет вынужден переждать непогоду на запасном аэродроме, полетное время пилотов увеличивается, - объясняет замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. Такие случаи он считает нетипичными.

Нетерпеливые

Трудовые инспекторы выявили шокирующие случаи работы стахановцев за штурвалом. Один из экипажей совершал рейс 837/838 из Шереметьево-1 в Санкт-Петербург и обратно с 5.40 до 10.55. Парадоксально, но тот же экипаж в 10.35 уже вылетел в Санкт-Петербург по другому рейсу - 843/844 и вернулся в Москву в 16.15.

Мало того что экипаж с раннего утра трудился без отдыха, так, по документам, одни и те же пилоты в течение 20 минут одновременно пилотировали два самолета. В 10.10 они совершили посадку воздушного судна, а уже в 10.13 проходили медицинскую комиссию, готовясь к следующему заданию.

- Пассажиры не могут ждать, пока пилот отдохнет. Но мы как профсоюз требуем: если у пилота по объективным причинам был укороченный отдых между полетами, то перед следующим вылетом он должен полноценно отдохнуть. Нужен допконтроль со стороны профсоюза. «Аэрофлот» со своим профсоюзом это не согласовал, - говорит Милослав Бойчук, президент профсоюза летного состава России.

Перелетали

Как выяснила Трудовая инспекция, переработки в «Аэрофлоте» у некоторых экипажей были систематическими.

Нормами определено: пилот должен летать не более 80 часов в месяц и 800 часов в год. Но эти нормы в компании превысили. Например, полетное время командира воздушного судна Баратьянца летного отряда ИЛ-96 с 19 августа по 15 сентября 2008 года составило 113 часов.

- Отклонения бывают. 2 - 3 случая на 1800 пилотов - это не проблема, о которой можно говорить как о катастрофе. Если бы тысяча пилотов перерабатывала, это была бы чрезвычайная ситуация, - утверждает Лев Кошляков.

Но профсоюз пилотов говорит, что переработка давно стала нормой. И виновата в этом система оплаты.

- В «Аэрофлоте» режим оплаты подталкивает к налету большего количества часов. До 30 часов налета в месяц - одна оплата за час, выше 80 - в пять раз больше. Профсоюз ведет переговоры с компанией об отмене этой системы, - продолжает г-н Бойчук.

Он утверждает, что за рубежом пилотам платят гарантированную зарплату за рабочее время. Например, Finnair оплачивает 152 рабочих часа, выработает их пилот или нет.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.