Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

История одного хорошего проекта: как идеи об улучшении городской среды тонут в бюрократии

История одного хорошего проекта: как идеи об улучшении городской среды тонут в бюрократии
Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.RU
Например, за свои деньги вы хотите сделать свой город чуть лучше. Как вариант — решили установить в общественном месте камеры наружного наблюдения и предоставить доступ к ним полицейским. Чтобы те могли эффективнее следить за порядком и пресекать преступления. Вы должны быть готовы к тому, что ваша задумка годами будет тонуть в болоте «согласований», «разрешительной документации» и «стратегических планов». Как это бывает — объясняем на реальном проекте человека, который как раз попытался сделать что-то подобное.

В середине января обычный житель Екатеринбурга Леонид Стариков придумал, как сделать так, чтобы в парке Зеленая Роща не собирались пьяные компании и было безопасно. По его мнению, решить проблему могли бы камеры видеонаблюдения.

При этом от городских властей ничего, кроме согласия, Старикову было не надо: деньги на камеры он планировал собирать через краудфандинговую платформу Boomstarter, а монтаж провести своими силами. Единственное, что он просил сделать администрацию, — подключить камеры к системе «Безопасный город». Этой системой, к которой сейчас в городе подключены порядка 400 камер, в основном пользуются полицейские для контроля безопасности на улицах города.

Первая встреча с представителями мэрии состоялась уже через несколько дней после того, как Стариков опубликовал пост о своей идее в Facebook. Чиновники сразу же дали свое принципиальное согласие и даже попросили пойти им навстречу еще в одном моменте: установить одну камеру, которая будет реагировать на неожиданные скопления людей. После первой встречи казалось, что идея Старикова быстро воплотится в реальность.

Но уже на следующей встрече с представителями мэрии над проектом нависла угроза из-за проблем с прокладкой кабеля в Зеленой Роще. Дело в том, что кабель для освещения в парке проложен без гофра, и добавить еще один провод невозможно. Появилась идея выкопать под кабель траншеи, но тут оказалось против лесничество — ведь при работах могут повредить корни деревьев.

Леонид Стариков, житель Екатеринбурга:

— Мы не можем использовать коммуникации Горсвета, нам нельзя копать траншеи — повредим деревья. Как выходить из ситуации — пока не очень понятно. Сказали, что возможный выход — горизонтальное бурение, но сколько это стоит — абсолютно непонятно.

Дальше — больше. После выезда Старикова и представителей мэрии в парк стало понятно, что установить камеры на столбы освещения, как это было задумано изначально, невозможно: конструкция этих столбов такова, что их легко вытащить из основания, чтобы поменять лампочку. То есть вандалы при желании без особых усилий могут снять со столба и камеру. Отдельные столбы для камер — еще плюс в статью расходов.

Последний месяц, по словам Старикова, он сам в процессе, можно сказать, не участвует. Да и сам процесс, судя по всему, погряз в бумажной волоките. Все это время три ведомства пересылают друг другу бумажки и пытаются договориться, где именно они согласны установить камеры. Полиция хочет их в одних местах, комитет благоустройства — в других. И даже если они придут к консенсусу, комитет административных органов, который должен принять на свой баланс эти камеры, может с чем-то не согласиться — и история пойдет по второму кругу.

Егор Свалов, председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга:

— Просто так все прокопать и сделать не получится, потому что Зеленая Роща — особо охраняемая территория, любую деятельность там можно проводить только через экспертизу и общественные слушания. Сейчас лучший для Старикова вариант — привязать свои работы к проекту реконструкции Зеленой Рощи.

По предварительной оценке, на реконструкцию, намеченную на 2018 год, запланировано потратить 250 млн руб. Но проблема заключается в том, что часть парка (13,5 га из 24) принадлежит муниципалитету, а часть — области. В частности, к муниципальным владениям относится зеленая зона парка, к областным — территория заброшенной больницы, сквер Дворца спорта и земля, переданная Уральскому институту кардиологии.

Получается, что даже если идея Леонида Старикова не наткнется на противодействие областных и городских властей, то в любом случае камеры в парке вряд ли появятся раньше 2019 года. Главное — чтобы за это время сам Стариков не передумал.

фото: thaifyn.ru, ekburg.tv