Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Мы разрознены, запуганы». Осужденный за экстремизм имам объясняет, почему в Екатеринбурге не будет Соборной мечети

21 февраля 2017, 08:07
«Мы разрознены, запуганы». Осужденный за экстремизм имам объясняет, почему в Екатеринбурге не будет Соборной мечети
Фото: официальная документация проекта
Свердловский облсуд рассматривает иск министерства юстиции о ликвидации скандально известной екатеринбургской мусульманской организации «Рахмат». В 2015 году мечеть организации на проспекте Космонавтов закрыли городские чиновники, а в ноябре 2016-го суд признал имама «Рахмата» Амира Музафарова виновным в распространении экстремистских проповедей и приговорил к пяти годам колонии условно. Мы поговорили с ним о судьбе религиозной общины, о состоянии дел в исламском мире Свердловской области и о том, почему в нынешней ситуации строительство Соборной мечети в Екатеринбурге невозможно.

Свердловская область считается лидером среди российских регионов по количеству мусульманских религиозных организаций. В конце 2016 г. была создана восьмая организация мусульман. Однако в ближайшее время количество исламских объединений, по всей видимости, вновь сократится до семи. Свердловское Министерство юстиции через суд требует ликвидировать религиозную организацию «Рахмат», прославившуюся постоянным интересом со стороны спецслужб, регулярными обысками и изъятием экстремистской литературы. Апофеозом стало закрытие мечети и признание имама Амира Музафарова виновным в экстремизме. Поэтому требование Минюста о ликвидации организации выглядит логичным.

«Мы разрознены, запуганы». Осужденный за экстремизм имам объясняет, почему в Екатеринбурге не будет Соборной мечети

В 2015 году «Рахмат» закрывали с большим скандалом. Постоянные посетители мечети грозили социальным взрывом.

Поговорить с корреспондентом Портала 66.ru после судебного заседания Музафаров соглашается с трудом, ссылаясь на предвзятость журналистов к мечети «Рахмат» и к нему лично.

Организация «Рахмат» фактически прекратила свою деятельность сразу же после выселения мечети. С тех пор прошло более двух лет. Мы сами планировали ликвидацию организации. Просто мы не видели этот вопрос первоочередным для себя. Я, например, был занят уголовным делом. Скорее всего, организацию сохранять мы не будем. Хотя судья и сказал, что мы можем устранить претензии со стороны Минюста — и работать дальше. Претензии заключаются, например, в том, что мы писали название организации в сокращенном виде. Еще, зная прекрасно, что наша организация уже не занимает помещение на Космонавтов,182, Минюст направлял туда документы. Естественно, мы их не получали.

— Но по закону, религиозные организации должны ежегодно подтверждать Минюсту факт своей деятельности.
— Для нас это не вопрос. Мы же существовали не столько как организация, это была мечеть! После выселения смысл пропал.

«Мы разрознены, запуганы». Осужденный за экстремизм имам объясняет, почему в Екатеринбурге не будет Соборной мечети

В 2016 г. Амир Музафаров был признан виновным в экстремизме. По версии силовиков, к 2011 г. в мечети было создано ядро экстремистского сообщества, исповедующего радикальный ислам. Следствие полагает, что на проповедях в «Рахмате» неоднократно высказывалась поддержка в адрес афганских моджахедов и северокавказских боевиков, эта идеологическая обработка позволила направить как минимум пятерых прихожан мечети для участия в боевых действиях в Сирии.

— Если не ошибаюсь, именно вы в 2015 г. заявляли, что будет создана новая мечеть «Рахмат» в Истоке.
— Новые мечети могут быть созданы где угодно. Но дело не в этом. Я пытаюсь до всех донести, но меня упорно не понимают. Мы, на фоне остальных мечетей, остальных религиозных организаций, какие-то особенные, что ли? Вот я сейчас хожу в те мечети, которые остались в городе. Мы мало чем отличались от них. Ну закрыли нашу мечеть — и что, в отношении других мечетей прекратились облавы позорные?

— В мечети «Нур-Усман» на Декабристов спецоперация прошла буквально на днях.
— Да. Еще на овощебазе, в молельной комнате. Мы тогда, еще несколько лет назад, об этом и говорили. Говорили, что дело не в нас и мы никакие не экстремисты. Я говорил, что после ликвидации нашей мечети вопрос не закроется. Им это все нужно для видимости работы: что кого-то нашли, кого-то наказали.

— Вы спецслужбы имеете в виду, Минюст?
— Минюст тут так… На сегодняшнем заседании судья их отчитал больше, чем нас. Вот — показатель их работы. А к нам вопросов вообще почти не было.

— То есть вы не будете бороться за существование «Рахмата»?
— Абсолютно нет. Зачем?

— В таком случае что будет дальше с общиной, с вами?
— Как будет, так и будет! На мне же свет клином не сошелся. Я буду жить дальше. Имамом, согласно приговору суда, я быть в ближайшие годы не могу. Вы посмотрите на вопрос шире. Абстрагируйтесь от тех тем, которые вам пытаются навязать. Вот в Советском Союзе тоже ведь была такая проблема. Ведь мусульман тогда обманули даже больше, чем тех же православных. Мусульманам тогда объясняли, что царь их угнетал, а большевики их освободили. «Мы атеисты, но у нас свобода будет», — провозглашали Советы после гражданской войны. А потом наступил 29-й год, 30-й — воинствующий атеизм. Потом перестройка, конец 80-х, чиновники с кислыми минами признавались: «Ну да, государство вас немного прижимало». В общем, все это повторяется заново. Просто несколько в ином виде для мусульман: сейчас одни формально как бы хорошие, другие назначены плохими мальчиками для битья.

«Мы разрознены, запуганы». Осужденный за экстремизм имам объясняет, почему в Екатеринбурге не будет Соборной мечети

В ходе последней облавы в мечети на Декабристов силовики вывезли для проверки документов множество уроженцев экзотических для наших краев стран. Полицейские так и объясняют свои акции в мечетях: борются не с мусульманами, а с нелегальной миграцией.

Вот есть в Екатеринбурге еврейская диаспора, есть армянская — чем они отличаются от диаспор мусульманских коренных народов, татар, башкир? Они внесли больший вклад в историю города или региона? Однако в центре Екатеринбурга есть синагога и есть армянский костел, а мечети — нет! Не конкретно нашей мечети, а вообще никакой нет!

— Это что, предубеждение против мусульман, по-вашему?
— Возможно. И СМИ это подогревают. Посмотрите некоторые сюжеты по телевизору: разогнали какую-то воровскую сходку, азербайджанцев или талышей, и связывают это с исламом и экстремизмом. Это противно слушать! Это рассчитано на самых тупых обывателей, которые не понимают проблемы.

Фото: техническая документация проекта; архив 66.ru