Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга

15 августа 2016, 11:21
Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
В трамвайном депо днем и ночью идет работа, скрытая от глаз пассажиров. Там, вопреки всему, 800 человек работают над тем, чтобы по Екатеринбургу каждый день катились трамваи — любимый транспорт урбанистов и бабушек.

Лучший вид на трамвайное депо открывается с колеса обозрения. С 50-метровой высоты видно, как крошечные цветные вагончики въезжают в большие ангары, где с ними что-то происходит, а потом вагоны выстраиваются в ряды на рельсах и ночуют. И под проливным дождем, и при 40-градусном морозе трамваи ждут на улице рассвета. А с первыми лучами солнца они, громыхая, уезжают в город.

В огромных цехах происходит главное. Там на появившиеся вагоны набрасываются бригады людей, которые делают всё, чтобы утром трамваи были готовы к трудовой смене. Причем люди, которые работают в ремонтных цехах и восстанавливают машины, считаются не основными работниками депо (основные — это кондукторы и водители). Но им не обидно. Потому что они знают, что если бы не они — Екатеринбург бы давно остался без рельсового транспорта.

Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга

ЕО, ТО, ТР, КР — этими буквами ремонтники объясняют, что здесь происходит с трамваем. Если переводить на дилетантский язык, все эти сочетания обозначают стадии осмотра и ремонта вагонов. Каждый день транспорт проверяют на неисправности — осматривают тормоза, свет, кузов. Раз в неделю к вагонам приглядываются тщательнее. А раз в месяц вообще проверяют всё — от токоприемника (по которому идет электричество) до колес.

Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга

Электрик проверяет, исправны ли контакты, зачищает и меняет износившиеся. Кстати, большинство вагонов екатеринбургского ТТУ были привезены из Чехии. Те, первые контакты были сделаны из чилийской меди с примесью серебра. Сейчас же используют медь из Каменска-Уральского. Денег на самые лучшие материалы нет.

Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга

Диаметр этого колеса — 666 мм. Вот сточится еще на 40 мм — и придется менять.

Трамваи тут совсем как люди. 30-летний трамвай считается еще свеженьким. А вот возраст самого старшего не называют. Якобы верхнего порога пока не существует. Официальный срок службы одного вагона (18 лет) здесь умудряются продлить больше чем в два раза.

Новый трамвай отличается от старого оборудованием. В более современных стоит аппаратура, расходующая электричество максимально эффективно. В них более совершенная система управления. Например, часть начинки для последних вагонов «Спектр» разработала екатеринбургская компания.

Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга

Одна из самых важных частей трамвая — токоприемник. Он должен очень плотно прилегать к проводам на скорости 40 км/ч, чтобы не появлялась электрическая дуга.

В Западном депо токоприемник могут полностью изготовить самостоятельно — нужна только одна старая чешская пружина 1968 года рождения. Это редкость. Как говорят в депо, в России таких никто не делает. Если поставить производство токоприемников (и других деталей) на поток, депо смогло бы заработать большие деньги, но им едва хватает времени и мощностей на свои нужды.

Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга

Импортозамещение началось тут более 20 лет назад. Дело в том, что заказывать запасные части из-за границы — дорого. А изготовить их самим выходит раз в восемь дешевле. Так постепенно местные мастера и начали сами чертить детали и вытачивать их на станках. Современного оборудования тут нет. За последние двадцать лет привезли всего четыре станка, а остальная техника на производстве — б/у. Но местные умельцы могут вытачивать такие детали, за которые никто не берется.

Александр Гнетецкий — главный инженер в Западном депо. Он не любит фотографироваться, но может рассказать про каждую деталь трамвая, как она называется и как ее делают. Александр уверен, что американское капиталистическое мышление изменило россиян и теперь пассажиры требуют большего, чем им может предоставить общественный транспорт:

— Наша задача — безопасно перевозить пассажиров из одного пункта в другой. А мы из-за их жалоб вынуждены выполнять другие функции. Например, люди жаловались, что в трамваях темно, мол, читать неудобно — мы первыми в России сделали светодиодное освещение. Правда, это нам еще сэкономило немало денег — люминесцентные лампы очень дорого утилизировать, там же ртуть.

Но экономить очень сложно. Люди возмущались: «Почему вы выпускаете холодный вагон на линию? Вы должны нас возить в тепле!» А вагоны ночами стоят на улице. Представляете, сколько времени надо, чтобы он прогрелся? Мы ухитрились в четыре раза увеличить обогрев, установили тепловые пушки. А вот в советское время никто не жаловался, тогда главное было — доехать вовремя. Мы сейчас тратим на отопление салонов мощностей больше, чем на движение. Сейчас все требуют комфорта, хотят видеть передвижной пункт обогрева, а не общественный транспорт!

Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга

По внутренним правилам, реклама на стеклах вагонов запрещена. Но рекламщики вынуждают ТТУ отступать от норм. Вообще сотрудники депо мечтают, чтобы все трамваи в городе выглядели одинаково — были покрашены в красно-желтые цвета.

Несмотря на видеонаблюдение, иногда хулиганы пробираются в депо и разрисовывают вагоны. За пару минут они так раскрашивают вагон, что он не сможет выйти на линию как минимум сутки.

— Иногда по окнам стреляют из пневматики. У нас как-то за полдня 19 вагонов испортили, и все — в одном месте. Мы вызвали полицию, показали дом, но хулигана так и не нашли. Правоохранители качают головами, но ни разу никого не наказали. Для нас это очень серьезный ущерб, но кажется, никто эту проблему всерьез не воспринимает.

Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга

Эти кругляши — части трамвайного колеса. Мастера Западного депо сами придумали технологию изготовления деталей методом проб и ошибок. В итоге получились элементы, которых нет нигде в России, а их аналоги — несовершенные.

Еще одна гордость ЕТТУ — музей трамваев. Там стоят четыре вагона, которые с 1929 г. перевозили свердловчан по городу.

Большинство работников депо либо очень молодые, либо пенсионного возраста.

— Молодые очень быстро уходят. Набираются ума-разума — и переходят туда, где платят больше (средняя зарплата здесь — 20 тыс. руб., — прим. ред.). Все депо держится на энтузиастах и в каком-то смысле дураках — это я любя. Потому что люди просто прикипели к своей работе, они фанаты. Если бы не они — всё давно бы уже развалилось. Большая часть станков, которые вы видите, была собрана Комягиным Юрием Александровичем, земля ему пухом. Он объездил всю область, выкупая оборудование с брошенных производств. У него руки тряслись и сердце кровью обливалось, когда он видел брошенные на улице станки, которые были никому не нужны, но и продавать их было нельзя.

Сейчас быть энтузиастом сложно. Поэтому у нас очень много пенсионеров. Что будет дальше — не знаю.

Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга

Как только над вагоном загорается зеленый свет (значит электричество отключено), механики спускаются вниз и проверяют тележку вагона.

Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга

Снаружи трамваи моют раз в неделю. Внутри подметают и убирают мусор каждую ночь. Этим занимается клининговая компания. Раньше чистоту наводило отдельное подразделение, а теперь нанимают сторонних. Из-за низкой стоимости уборки (почистить один вагон — как разок проехать на трамвае) добиться идеальной чистоты сложно.

Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга

Если во время эксплуатации появляются проблемы, сотрудники депо могут справиться со всем: поменять обшивку, починить отломавшиеся ручки, обмотать поручни изолентой и приклеить резину на пол.

Главный инженер говорит, что несмотря на то что депо справляется, оно находится на грани выживания, но это мало кому интересно.

— Мы загнаны в угол по кадрам и финансам. Экономить уже не на чем. От рекламы мы не получаем особой прибыли. Во всем мире общественный транспорт является планово убыточным. Мы выполняем исключительно социальную роль и существуем только за счет муниципалитета. Пассажиры требуют комфорта. А нам реально не хватает ни денег, ни материалов, ни людей — ничего. Мы чудом каким-то выпускаем старые вагоны на линию. И делаем так, чтобы они были безопасными.

Вынужденное импортозамещение: как мастера на древних станках раз за разом реанимируют трамваи Екатеринбурга

Вид на трамвайное депо все-таки лучше с высоты. Издалека не видно ни многолетнего оборудования, ни работников с черными, мозолистыми руками и грустными глазами, ни ржавых корпусов, которые тщательно шпаклют. Издалека депо — просто дом для цветных трамвайчиков, которые радуют глаз.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU