Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Директор ЕТТУ: «Трамваи нужно закупать не в Европе, а в Твери»

13 июля 2016, 18:50
Директор ЕТТУ: «Трамваи нужно закупать не в Европе, а в Твери»
Фото: 66.RU
Сергей Нугаев прочитал короткий доклад на «Иннопроме». Меньше чем за 10 минут генеральный директор ЕМУП «ЕТТУ» вспомнил главные события в истории местного парка начиная с середины XX века, объяснил, почему нельзя полагаться на европейский опыт, когда речь заходит о комфорте и эксплуатации вагонов, и честно признался, о каких трамваях он мечтает сегодня. Предлагаем вам прочитать основные тезисы его выступления.

— Первые вагоны чешского производства Т3 были поставлены в Свердловск еще в 1963 году. Всего — 19 единиц. Эта модель до сих пор остается основным типом подвижного состава в ТТУ. Вагоны приходили на смену мытищинским старожилам. Трамвай Мытищинского машиностроительного завода хорошо известен жителям не только Екатеринбурга, но и Москвы, Самары, Барнаула, Уфы и Твери, а также многим другим российским городам.

Беззаботная жизнь вагонов Т3 закончилась с появлением на предприятии новых, более современных вагонов серии Т3М. Первые вагоны этой модели прибыли в Свердловск из Чехословакии в 1987 году. С технической точки зрения Т3М стал настоящим прорывом по сравнению с Т3. Более просторный, светлый салон, прекрасная динамика. Опять же энергии потребляет на 40% меньше.

Все изменилось в начале 90-х. После распада Советского Союза поставлять чешские трамваи в Россию стало невыгодно. По инициативе екатеринбургского ТТУ в 1992 году было собрано совещание, на котором решался вопрос организации местного производства трамваев, унифицированных с Т3М. В период 2004–2009 гг. «Уралтрансмаш» под собственным брендом выпускает вагоны модели 71–403.

В 2015 году в ЕТТУ были переданы две новые модели трамваев «Уралтрансмаша». Одна из них (407–01) прошла испытания. Серьезных замечаний к работе электроники или к эксплуатации у нас не возникло. Крупных поломок тоже не было. Все хорошо, за исключением низкого пола. Именно эта особенность, а точнее наличие травмоопасной ступени между низкопольной и высокопольной частями салона, вызвали наибольшее количество нареканий как от пассажиров, так и от кондукторского персонала.

Ссылка на положительный европейский опыт эксплуатации вагонов с переменным уровнем пола не выдерживает критики. Дело в том, что наши вагоны работают в более экстремальных условиях, испытывают большие пиковые нагрузки пассажиропотока. А вероятность резкого торможения вагона для предотвращения ДТП значительно выше, чем в европейских странах. Эти факторы делают эксплуатацию вагонов с переменным уровнем пола просто небезопасной.

Иная картина сложилась во время испытания модели 409. Основные нарекания при эксплуатации вызвала механическая часть. Вагон трижды сходил с рельсов. При этом после каждого схода следовал долгий и трудоемкий процесс регулировки межмонтажного расстояния. Было отмечено неумение вагона вписываться в кривые малого радиуса. Пассажиры говорили о значительных боковых колебаниях и шуме. Из-за частого ремонта вагон 409 сумел набегать лишь половину пробега 407-й модели за одинаковый период времени. По итогам теста все замечания были переданы заводу-изготовителю.

Сегодня трамвайный парк насчитывает 459 единиц. Из них большая часть — это вагоны Т3, меньшая — Т3М. Средний возраст состава — более 27 лет. Что же мы хотим видеть в будущем? Из всех трамвайных новинок российского рынка наиболее оптимальной нам кажется модель 71–911 Сity Star, которую выпускает ПК «Транспортные системы» (Тверской вагоностроительный завод). Благодаря своей форме эти вагоны легко впишутся в городскую инфраструктуру. Мы были на предприятии и видели, как они собираются. Можем сказать, что это сборка высокого качества. Опять же очень важен уровень комфорта и внешний привлекательный вид. Все это есть у 71–911 Сity Star.