Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Где, когда и что именно воруют: карта угонов велосипедов в Екатеринбурге

9 июня 2016, 08:00
Где, когда и что именно воруют: карта угонов велосипедов в Екатеринбурге
Фото: для 66.RU
Все чаще велосипеды стали пропадать от бизнес-центров, где их оставляют хозяева на время рабочего дня. Как правило, похитители не выбирают, что украсть, а берут то, что плохо стоит. Хотя, по словам экспертов, есть жулики, которые угоняют велосипеды на заказ.

Количество велосипедистов в городе растет от года в год. Только на «Майскую велопрогулку» в этом году выехали почти 11 тысяч двухколесных. Большинство любителей велопрогулок используют летом велосипед для езды на работу, но не всегда, завершая рабочий день, они находят своего железного коня там, где его оставили.

В прошлом году екатеринбургских велосипедистов обчищал малолетний веловор по кличке Плешивый. Он не раз попадался с чужими велосипедами в руках в разных точках города, часто его кражи фиксировали камеры видеонаблюдения, но парень даже не пытался скрывать свое лицо. По данным следствия, он причастен примерно к 30 угонам, но до сих пор находится на свободе.

Самый лютый малолетний веловор прошлого сезона — 16-летний детдомовец Андрей В. На нем — более 120 эпизодов с начала 2015 года. То есть по 15 велосипедов в месяц, по 4 в неделю, если считать исходя из статистики. Но скорее всего, большинство краж он совершил в велосезон — с мая по конец августа. И тогда масштабы деятельности Андрея выходят на новый уровень — велосипед в день.

Сколько велосипедов бесследно покинули своих хозяев в этом году, в УМВД по Екатеринбургу журналистам Портала 66.ru уточнить не смогли, объяснив это тем, что отдельной статистики по велоугонам у них нет. Поэтому мы изучили проблему самостоятельно, основываясь на данных различных групп и форумов, где жители города пишут об украденных двухколесных. В итоге получилось, что за месяц с мая по июнь украдено чуть более 50 велосипедов.

Конечно, эта цифра — в разы меньше реальной, так как далеко не все пишут о похищенном имуществе в соцсетях. Впрочем, так же мало соответствует действительности статистика полиции по кражам велосипедов с января по сентябрь прошлого года. За тот период, по данным УМВД, было похищено 1004 велосипеда. Но это только те, владельцы которых обратились в полицию, а так делают далеко не все.

Интерактивная карта велоугонов с мая по июнь 2016 года.

Согласно карте, 70 процентов велосипедов похищают не на окраинах, а в центре: около кафе и офисов, где их бросают владельцы. Так, только с 16 по 20 мая в районе БЦ «Континент», на Ленина, 50 были похищены три велосипеда. Ни один из них до сих пор не найден.

Чаще всего кражи двухколесных происходят во вторую половину дня — с 15:00 до 21:00. При этом пик выпадает на 17:00. На втором месте — ночные угоны: в основном велосипеды уводят из подъездов жилых домов в районе 2 часов ночи. Меньше всего краж выпадает на утренние часы.

Если говорить о марках велосипедов, которые угоняют в Екатеринбурге, первое место занимают GT, второе — Forward. Пожалуй, это самые распространенные марки двухколесных в нашем городе. Интересно, что из полусотни украденных велосипедов нет ни одного круизера или шоссейника.

По словам специалистов в полиции, ворам абсолютно все равно, какие велосипеды угонять. Чаще всего похищенное имущество они сбывают просто на улице, предлагая прохожим за 2–5 тыс. рублей, хотя реальная стоимость некоторых велосипедов может быть от 50 до 100 тысяч.

Похитители предпочитают черный цвет велосипедов. На втором и третьем местах по угоняемости — белые и серебристые модели. Меньше всего угоняют кислотно-розовых и желтых. Хотя при дальнейшей продаже перекрасить их из баллончика не составит особого труда.

Активный деятель велосипедного сообщества, эксперт по розыску украденных велосипедов в Екатеринбурге Сергей Аристов рассказал журналистам Портала 66.ru, что из всех угнанных двухколесных находят лишь пятую часть.

Сергей Аристов, эксперт по розыску украденных велосипедов:

— Самый горячий период краж традиционно июнь — июль. То есть сейчас, можно сказать, еще затишье перед бурей. Что касается статистики, если взять всю массу велосипедов, которые украли, то примерно треть никогда не найдут, потому что не смогут опознать. Из оставшихся, может быть, вернутся к хозяевам процентов 15–20.

По словам Аристова, от кражи велосипеда не застрахован практически никто. Тросовый замок не защищает, ведь злоумышленники орудуют не только кусачками и болторезами, но и ножовками по металлу. Видеонаблюдение у магазинов или в подъезде дома тоже не является охраной. Оно лишь запишет, как все случилось, но вряд ли поможет вернуть велосипед. «Поэтому безопасно хранить велосипеды можно только в квартире», — говорит эксперт.

Тем, кому приходится парковаться в постоянном месте по учебе или работе, Аристов советует:

  • использовать «запасной», дешевый велик,
  • забирать с собой подседел с седлом,
  • отказаться от пластиковых тросов в пользу массивной стальной цепи,
  • дополнительно скреплять треугольник рамы и заднее колесо замком с длинной стальной дугой (U-Lock).

Если все-таки велосипед украли, необходимо срочно позвонить в полицию и дать полное описание велосипеда и подозреваемых, если они есть. Обычно потерпевшие сомневаются, что полиция вернет им пропавший велик. Тем не менее подача заявления необходима, чтобы при обнаружении вашей техники можно было вызвать наряд для ее законного изъятия. Пока нет заявления и дела — формально вы не являетесь потерпевшим. Если же вы соберетесь при случае отобрать у похитителя собственный вел, то закон будет против вас — по статье «Разбой».

Также после кражи важно сообщить об этом везде, где только можно: велофорумы, соцсети, репосты, веломастерские... Для успешного розыска важна полнота информации: время, место и обстоятельства кражи, марка, модель, год выпуска, тип тормозов, расцветка, реальное фото велосипеда; номер рамы, ростовка, особые приметы; мобильный телефон для связи и факт подачи заявления в полицию.

Сергей Аристов:

— Воруют велосипеды для того, чтобы продать, а не для того, чтобы кататься самому. Часть ворованных двухколесных остается в городе. Их можно найти в комиссионных магазинах (типа «Золотого слона» и «999»). Также велосипеды можно отыскать у скупщиков на железнодорожном вокзале и на овощебазе №4. Но на это времени не так много: их очень быстро увозят из города. Там, откуда приезжают фрукты, нет спортивных магазинов, и покупка нового велосипеда для них слишком дорога. Так что это становится делом чести — завести железного коня.

По словам Аристова, некоторые велосипеды хорошего технического уровня воруют на заказ. И есть воры, которые разбираются в том, что берут, определяя дорогие модели по линиям рамы, тормозам и прочему. «Им даже марку читать не надо», — говорит эксперт.