Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Советник Пан Ги Муна: «У Екатеринбурга три проблемы: пробки, транспорт и засекреченное производство»

Советник Пан Ги Муна: «У Екатеринбурга три проблемы: пробки, транспорт и засекреченное производство»
Фото: архив 66.ru
Лауреат Нобелевской премии мира за вклад в деятельность Межправительственной группы экспертов по изменению климата, директор Департамента по окружающей среде и развитию экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана Рае Квон Чунг рассказал Порталу 66.ru, как превратить промышленный Екатеринбург в комфортный и экологически чистый город для жизни.

В Ельцин-центре прошла первая международная конференция «Устойчивое развитие городов». Главными спикерами стали два лауреата Нобелевской премии: главный советник по вопросам изменения климата Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна Рае Квон Чунг и директор института имени Пьера Симона Лапласа Жён Жузель. Организаторы мероприятия — Инновационная инфраструктура УрФУ, Институт экономики МОН Казахстана и компания Global Innovation Labs.

В течение нескольких часов участники конференции рассказывали о том, как обеспечить высокое качество городской среды в индустриальном городе, что такое зеленые технологии и почему сегодня люди все чаще задумываются о долгосрочных результатах, но выбирают тех, кто предлагает краткосрочные выгоды.

Мы записали основные тезисы выступления Рае Квон Чунга и поговорили с ним после лекции о том, как основные правила «устойчивого развития городов» применить к Екатеринбургу.

Советник Пан Ги Муна: «У Екатеринбурга три проблемы: пробки, транспорт и засекреченное производство»

На конференции выступили 25 спикеров из пяти стран. На фото: Рае Квон Чунг

«Екатеринбургу нужно инвестировать в чистое топливо. В Корее мы уже давно так делаем»

— Я провел в Екатеринбурге всего два дня и не успел изучить ваш город настолько, чтобы предложить вам конкретные направления по его развитию. Но я могу рассказать, в чем проблема городов-миллионников. Главное, о чем вам стоит задуматься прямо сейчас, — это развитие транспорта, проблема пробок и энергетической эффективности зданий. У очень многих зданий во всем мире грубая, неэффективная изоляция, поэтому энергетическая эффективность оставляет желать лучшего. Они просто тратят свою энергию впустую, и это негативно сказывается на энергоэффективности всего города.

Как заставить людей ходить пешком, а не ездить на машине? Это очень большая проблема. Вчера я гулял по центру Екатеринбурге, где расположены основные достопримечательности. Я отметил, что у вас очень большие дороги. Отчасти по этой причине людям неудобно передвигаться по городу пешком. Поэтому они предпочитают машины. Один из способов заставить людей отказаться от машин — предложить им удобный общественный транспорт.

Для меня трамвай — это вопрос прошлого, но с точки зрения окружающей среды он очень хорош, потому что не загрязняет природу. Поэтому я думаю, что городу стоит сфокусироваться на трамваях. Я слышал, что в Екатеринбурге хорошее метро. Но развивать метро очень сложно, это вопрос денег. С финансовой точки зрения лучше заняться развитием электрического общественного транспорта и таким образом решить проблему пробок.

Я видел, что у вас до сих пор ездят старые автобусы, которые явно работают на дизельном топливе и сильно загрязняют окружающую среду. Вам нужно инвестировать в чистое топливо. Корея, например, сменила дизельное топливо на природный газ, который намного чище. Это произошло потому, что люди были действительно очень заинтересованы в этом. Они пришли к правительству и потребовали этого. Так что, я думаю, всё решаемо. Главное — понять, насколько сильно вы хотите, чтобы эта проблема была решена. Готовы ли вы говорить о ней с властями?

Екатеринбург — промышленный город. Поэтому вы должны применять даже больше зеленых технологий, чем любой другой город, не связанный с промышленностью. Очень важно, чтобы промышленные гиганты были готовы открыть свои заводы жителям города и властям. Они должны честно предоставлять всю информацию о своих разработках. Часто промышленность и бизнес скрывают от общественности какие-то страшные вещи, страшные технологии, которые держатся в тайне. Но в этом случае вы не продвинетесь вперед в вопросе устойчивого развития города, потому что вы не сможете обсудить эти проблемы и найти их решение. Заставить промышленников открыть информацию может только государство.

Советник Пан Ги Муна: «У Екатеринбурга три проблемы: пробки, транспорт и засекреченное производство»

"Вы думаете только о себе и хотите быстрых результатов. Это тупик»

«Думать только о себе и желать быстрых результатов неправильно»

«Устойчивое развитие» — термин, который был принят Организацией Объединенных Наций в 1992 году. Существует 17 условий устойчивого развития, универсальных для всех стран мира. Это устав для всех людей на планете, которые хотят благополучия для своей страны. Основные можно сформулировать как три Р: people, planet, prosperity. Мой руководитель Пан Ги Мун предложил еще три базовых компонента устойчивого развития: достоинство, правосудие и партнерство.

Наша главная задача — создать основу устойчивого развития для будущих поколений. У них должна быть возможность поддерживать тот же уровень жизни на планете, который существует сейчас. Но сделать это трудно. Экономика во всем мире падает, падает и падает. Все думают о том, как бы оживить экономику. Я думаю, что сначала нужно понять, почему вообще так происходит.

Мы снижаем зарплаты, не платим людям за повышение производительности и эффективности их труда. В результате труд как продукт все время дешевеет, мы теряем экономическую динамику. Сейчас весь мир в состоянии экономического застоя. Мы эксплуатируем ресурсы и людей, при этом снижается экономический рост. Я называю это порочным кругом. Это ситуация, в которой мы застряли. Мы слишком сильно концентрируемся на каком-то краткосрочном доходе, краткосрочных результатах. Нужно разорвать этот порочный круг. Для этого нам нужно добиться долгосрочного качества роста.

Как это сделать? Нужно инвестировать в человеческий и природный капитал. Нужно повысить минимальную зарплату. Мы должны платить больше денег, чтобы люди могли повысить производительность, чтобы они могли больше потреблять. В конце концов это будет стимулировать экономический рост. Сейчас у людей нет денег, чтобы тратить их на потребление.

Нам необходимо инвестировать в природный капитал. «Зеленые» инвестиции могут служить драйвером экономического роста. Мы называем это «зеленый рост». Мы можем повысить эффективность ресурсов, повысить производительность труда и таким образом увеличить динамику и жизнеспособность экономики. Нам нужно создавать условия, при которых мы будем меняться. От эксплуатации нашего природного и человеческого капитала мы должны перейти к инвестированию в эти ресурсы.

Советник Пан Ги Муна: «У Екатеринбурга три проблемы: пробки, транспорт и засекреченное производство»

"Вы вкладываете деньги в будущее ваших детей. Почему бы не вложиться в будущее вашей нации?»

«Вы вкладываете деньги в будущее ваших детей. Почему бы вам не инвестировать в будущее вашей нации?»

Если это все звучит так красиво, то почему ничего не происходит? Дело в том, что такая трансформация от краткосрочных к долгосрочным инвестициям автоматически произойти не может. Почему? Есть различные способы возврата инвестиций. Когда вы инвестируете в бизнес, экономику, инвестиции очень быстро у вас окупаются. Если вы инвестируете в природный капитал, то окупаемость происходит медленно. Это может произойти за 10–20 лет.

Вы инвестируете в образование ваших детей? Это происходит в течение 20 лет. Почему вы это делаете? А почему бы вам не сделать это для вашей национальной экономики? Это же то же самое. Если вы инвестируете в ваших детей, в ваш дом в течение 20 лет, вы знаете, что вам надо ждать 20 лет, чтобы инвестиции к вам вернулись. А почему вы это не делаете на международном уровне для ваших народов и для вашей собственной экологии? Но мы не думаем об этом.

Устойчивое развитие никогда не будет обеспечено рынком или бизнесом. Оно должно быть обеспечено государственной политикой. Я думаю, что государственному сектору пора уже более уверенно внедрять в жизнь такие трансформации. Многие люди думают: «Какие инструменты есть у государства? Возможно ли это?» Это может быть реформа социального налога.

Высокий налог для богатых, низкий налог для бедных — это очень интересная идея. Хотя изменение налогов с политической точки зрения кажется очень сложным. Но примеры успешного развития существуют. Это скандинавские страны, где высокий налог для богатых — до 50–60%. Там высокий уровень благополучия и экологической устойчивости. Они все это делают. Но мы почему-то зациклены на американской модели, на либерализме. Я думаю, что мы должны изменить наше мышление.

Фото: архив 66.ru; altyn-orda.kz