Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Евгений Кормильцев: «Брат научил меня многому, плохому прежде всего»

4 февраля 2016, 17:30
Портал 66.ru продолжает публиковать главы из неизданной книги «Истории Свердловского рок-клуба», в которую вошли интервью с героями одноименного документального фильма Олега Раковича и Александра Рожкова. Тексты (по сути расшифровки видеоинтервью) приводятся дословно и без редактуры.

— Евгений, кратко, на камеру, кто-то же должен: история жизни вашего брата, Ильи Валерьевича Кормильцева.
— Все знают, что Илья родился в 1959 году. Росли мы с ним отдельно, он рос с мамой, я с отцом. Потом большое участие в его жизни принимала бабушка, в его воспитании. Бабушка — мама моего отца. Ну и книги принимали большое участие в его воспитании. Он довольно рано стал самостоятельным и стремился уйти из дома. Уехал из дома буквально сразу, как только закончил школу.

Очень большая личность, научил меня многому, плохому прежде всего. Но и хорошему, наверное, тоже.

Без него невыносимо скучно сейчас. Я понял, что 30 процентов того, что я делаю, я делал с оглядкой на него. Всегда, может, даже больше.

Поэтому мне его страшно не хватает и я страшно переживал после того, как он умер. До сих пор не могу прийти в себя на самом деле. Особенно если учесть, как мы близки стали в последнее время с ним.

Я любил его совершенно не за то, за что любят другие. Я абсолютно равнодушен к «Наутилусу», прежде всего. Мне не нравится ни одна песня этой группы. Никогда ее не любил, и в этом аспекте мы с ним не общались.Точнее, мы общались, он мне рассказывал про свои приятности и неприятности, связанные с этим, но это было совсем не главным в нашем общении.

Он был человеком энциклопедического склада, он запоминал буквально всё. Можно сказать, что важное и неважное запоминал, но всё, что он запоминал, становилось важным, так или иначе. Именно поэтому он такое большое на меня оказал влияние.

Жизнь далее… как продвигалась его жизнь дальше? После того как он закончил университет, в университете уже начался «Урфин Джюс», все эти музыкальные приключения. Какое-то время проработал переводчиком, потом пытался издавать какие-то журналы, а потом с головой ушел в «Наутилус». «Наутилус» начался здесь, потом продолжился в Москве, Илья вскоре переехал в Москву, где произошло вскоре окончание первой фазы «Наутилуса», закончившееся роспуском свердловского состава.

Временное прекращение этой деятельности, потом запись двух альбомов, или сколько их там было, а потом — окончательный распад, так скажем. Там много было спекуляций, но я видел, что брат переживает.

Он был очень разным.

Он мог быть жестоким с людьми, очень жестоким иногда. Мог быть абсолютно бескорыстным и восхитительно добрым. Самым разным. Это один из самых контрастных людей.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что для всех он разный. Некоторых он умудрился жестоко обидеть, а к некоторым, наоборот, у него была склонность в течение всей или не всей жизни… А иногда с одним и тем же человеком он мог поступать совершенно по-разному, в зависимости от ощущения, периода жизни и чего-то такого.

Если брать сумму, этот человек принес добро тем людям, с которыми он общался, прежде всего тем, что он научил их многому. Основным качеством Ильи являлся нормальный здоровый крайний эгоцентризм, когда человек уверен, что весь мир существует именно для него. Я думаю, это свойственно многим, в том числе — мне, отчасти. А он ощущал, что мир вращается вокруг него, а в моменты, когда это было не так, он ощущал депрессию и тягость.
Это поражало многих, они смотрели с удивлением и учились такому отношению к жизни. Он никогда не сдерживал эмоций и остался ребенком, будучи совсем взрослым, мог совершать вполне детские поступки, но это же ничего не меняет.

Он интересен тем, что он сделал, теми мыслями, что он воплотил. Илья к тому же был замечательным собеседником и человеком, с которым чрезвычайно приятно проводить было время, причем в интеллектуальном досуге.

Половине того, что я умею, он меня научил, научил относиться критически ко всему, что я вижу.

Он не любил власти никогда, он не любил власти в советское время и потом. И очень хорошо научил меня тому же, за что я ему благодарен несказанно на самом деле. И критическому отношению ко всякой помпе и ко всяким неосознанным влияниям.

Он учил осознавать то, что с тобой происходит.

Это был живой ум, по-настоящему.

Евгений Кормильцев: «Брат научил меня многому, плохому прежде всего»

«Главное — не делай это как снимок на паспорт!» сказал Илья мне и развернулся… На фото Олега Раковича — Илья Кормильцев. Портрет для не сделанного постера магнитоальбома «15» группы «Урфин Джюс». Свердловская киностудия, 1982 г.

В публикации использованы материалы проекта «Истории Свердовского рок-клуба», авторы — Олег Ракович и Александр Рожков, продюсеры — Евгений Горенбург и Владимир Шахрин, 2011–2015 гг.