Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В контрактной армии России царит такой же бардак, как и в призывной

6 июня 2008, 18:22
Несмотря на декларации военно-политического руководства страны, в России до сих пор так и не создана настоящая контрактная армия.
К такому выводу пришли авторы доклада «Нарушения прав военнослужащих по призыву при зачислении на военную службу по контракту и при ее дальнейшем прохождении», презентация которого прошла сегодня в независимом пресс-центре.

«Генеральная цель руководства страны о переводе вооруженных сил на добровольный принцип комплектования, заявленная еще в 1992 году, с тех пор никогда и никем не оспаривалась, – напомнил журналистам координатор Общественной инициативы «Гражданин и армия» Сергей Кривенко. – Однако у нас есть огромная озабоченность тем, как проходит реализация федеральной целевой программы по переходу армии на контрактные рельсы. Ни одна из целей, заявленных в федеральной целевой программе, так и не была к настоящему времени выполнена до конца».

По мнению авторов доклада, военное руководство страны за эти 15 лет не смогло сделать контрактную службу привлекательной для граждан, повысить престиж такой службы, обеспечить контрактникам надлежащее материальное довольствие, избавить их от проявлений неуставных взаимоотношений, коррупции.

По словам Сергея Кривенко, в настоящее время в частях Вооруженных Сил РФ проходят службу 100 тысяч контрактников при том, что в целевой программе обозначена цифра – 125 тысяч военнослужащих. К тому же, многие из тех, кто заключил контракт, сделали это по принуждению. Кроме этого в воинских частях числятся и «виртуальные» служащие из числа тех, кто уже оставил службу, но не был уволен из ВС приказом. На таких солдат продолжают выделять средства, которые оседают в карманах коррумпированных офицеров.

Авторы доклада привели и положительные примеры перехода к контрактной службе. По их словам, образцовый перевод был осуществлен в пограничных войсках, где руководство сумело создать все надлежащие условия для проведения реформы, а также во многих частях внутренних войск ФСО. В большинстве же прочих военных частей, картина с реализацией военной реформы довольно безрадостная.

«Министерству обороны не удалось создать привлекательные условия, которые подвигли бы граждан на заключение контрактов на прохождение воинской службы, – считает член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в России Людмила Вахнина. – Однако вместо того, чтобы устранять недостатки, широко используется практика, когда для комплектации частей контрактниками в воинских частях, где проходят службу срочники, солдат принуждают подписать контракт. Этот способ уже стал основным для привлечения граждан на контрактную службу. При подготовке доклада мы зафиксировали многочисленные случаи принуждения солдат, порой путем побоев и угроз. Были также случаи, когда солдат оформляли на прохождение контрактной службы без их ведома. Многим воинским частям сверху спускают цифры плана по контрактникам, и офицеры готовы любым способом выполнить это распоряжение. Изучая положение солдат-контрактников, мы убедились в том, что современная контрактная армия унаследовала все язвы призывной. По-прежнему фиксируются факты неуставных взаимоотношений, вымогательство со стороны старослужащих и офицеров. Офицеры требуют взятки за оформление увольнения или отпуска. Были зафиксированы случаи, когда солдат-контрактников направляли на выполнение работ, не связанных с военной службой, вроде строительства жилых домов для чиновников. Регистрируется значительное число побегов, которые совершают солдаты-контрактники».

По мнению Людмилы Вахниной, наиболее действенным способом исправить сложившуюся ситуацию с реализацией целевой программы по переводу армии на контрактные рельсы, был бы законодательный запрет оформления на контрактную службу солдат, проходящих срочную службу. По мнению Вахниной, это необходимо делать только через военкоматы, что обеспечило бы добровольность выбора подобной карьеры гражданином. Также надо обеспечить гарантии защиты свидетелей и потерпевших от противоправных действий в армии, так как в настоящий момент фиксируется лишь незначительная часть всех преступлений, происходящих во время службы. Многие потерпевшие и свидетели предпочитают молчать, опасаясь расправы.