Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«На нас, бездарных детей, даже смотреть не стали». Чиновники свердловского Минобра перечеркнули будущее пяти детдомовцев

25 марта 2015, 08:00
«На нас, бездарных детей, даже смотреть не стали». Чиновники свердловского Минобра перечеркнули будущее пяти детдомовцев
Фото: архив 66.ru
Воспитанники Ирбитского детского дома добиваются перевода в школу-детдом при музыкальном колледже в Екатеринбурге. Но чиновники намекают, что подростки, которых никогда не учили музыке, не впишутся в учебный процесс. При этом протестировать их на обучаемость никто даже не подумал. Мы решили выяснить, что на самом деле стало причиной отказа, и пришли к выводу, что проблема не в детях.

В редакцию Портала 66.ru обратились пять воспитанников Ирбитского детского дома. Они утверждают, что чиновники Министерства образования Свердловской области необоснованно отказывают им в переводе в школу-детдом при Свердловском музыкально-эстетическом педагогическом колледже (СОМЭПК), которая находится в Екатеринбурге на Куйбышева, 183. Вчера они отправили письмо депутату Государственной Думы от партии «Единая Россия» Ольге Баталиной, в котором просят разобраться в ситуации и повлиять на чиновников из регионального Минобра.

Двоим детдомовцам чиновники уже прислали отказ. В нем было написано, что в музыкальную школу берут только одаренных детей. При этом комиссия из музыкального колледжа, которая должна была протестировать ребенка на обучаемость музыке, даже не приехала. «Я понимаю это так, что, видимо, в Ирбите у нас по умолчанию не может быть ни умных, ни одаренных, ни талантливых детей», — делает вывод один из детдомовцев.

Еще трое ребят сейчас ждут решения по своему заявлению, хотя все сроки вышли. Они полагают, что отказ давно лежит на столе директора Ирбитского детдома, но им его почему-то не показывают. Мы поговорили с сотрудниками музыкальной школы, ее попечителем, чиновниками — и пришли к выводу, что дело вовсе не в отсутствии таланта у детей, а в давнем имущественном споре между городом и областью. Не исключено, что до конца этого года школа СОМЭПК лишится здания, а всех ее воспитанников раскидают по детдомам.

«В Ирбите по умолчанию не может быть одаренных детей»

Желание перевестись появилось у мальчиков после того, как осенью они побывали в музыкальном детдоме в Екатеринбурге во время областных соревнований по футболу. Ребята говорят, что были поражены, насколько эта школа отличается от других детдомов: индивидуальный подход к воспитанникам, семейная атмосфера, поездки по области и выступления на фестивалях, футбольные матчи, занятия в театральной студии… Мальчики выяснили, что попасть в такую школу может ребенок из любого детдома области. Все что требуется — это желание учиться именно в этой школе и иметь музыкальные способности. Узнали, что места в детдоме есть (школа рассчитана на 100 детей, но сейчас в ней учатся всего 34 ребенка).

Вадим, воспитанник Ирбитского детского дома:

— В детском доме-школе СОМЭПК есть все возможности, которых я не вижу в Ирбите — в городе, где по выходным не пьют только сотрудники моего детдома. Я хочу научиться играть на барабанах, играть в футбол за школьную команду, ну и в целом освоиться в Екатеринбурге перед поступлением. Я не просил у уполномоченного по правам ребенка и Министерства образования ни денег, ни подарков, ни поддержки. Я просил лишь дать мне право построить себе нормальное будущее.

16 февраля Вадим, Сергей, Эдуард, Игорь и Кирилл (всем — от 13 до 16 лет) написали заявление о переводе (находится в распоряжении Портала 66.ru). В тот же день с помощью волонтеров они передали его в областное Министерство образования, которое ведет набор в школу, и уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области Игорю Морокову. Заявление приняли и пообещали дать ответ в течение 30 дней.

Спустя неделю в Ирбитский детдом и его филиал в деревне Фомина приехала делегация от уполномоченного. С ребятами серьезно поговорили, задали все вопросы и уехали. 16 марта в Фомина, где живут Кирилл и Игорь, пришел ответ из Министерства образования, в котором говорилось, что в переводе им отказано. «Нам показали ответ от Министерства. В нем говорилось, что в детдом набирают только одаренных детей. Нам же сказали, что мы не одаренные дети», — разводят руками мальчики.

Детдомовцы так и не поняли, почему чиновники решили, что они не попадают в категорию «одаренных». По правилам школы СОМЭПК, наличие или отсутствие у ребенка способностей должны выяснять ее сотрудники — музыкант, психолог и педагог начального или среднего звена (в зависимости от возраста ребенка). Но никто из них в детдом не приезжал. Зато Вадим получил письмо от Игоря Морокова, в котором говорится, что «коллектив СОМЭПК формируется только из музыкально одаренных детей или детей, имеющих начальное музыкальное образование».

Игорь Мороков, видимо, желая подготовить детей к отказу от Минобра, отправил письмо в Ирбитский детский дом. В нем он объясняет, что в музыкальную школу могут попасть только одаренные дети, а Вадим (автор заявления) может играть в футбол и в Ирбите.

Вадим:

— Я получил невнятный ответ, больше похожий на отказ. Я понимаю это так, что, видимо, в Ирбите у нас по умолчанию не может быть ни умных, ни одаренных, ни талантливых детей. Поэтому нас даже не стали проверять ни на музыкальность, ни на слух, просто аккуратно намекнули, что для нас (рядовых бездарных детей) дорога к лучшему закрыта. Хотя музыке можно научить даже больного ребенка или дауна…
Я хочу спросить: скажите, пожалуйста, когда именно я должен был получить начальное музыкальное образование? Когда пили мои родители? Или в детском доме, где я не могу в полной мере реализовать все свои способности? Вы прекрасно знаете, как устроена система детских домов, мы в ней не сильно важные элементы, так, просто поток детей, из которых большинство пополнит статистику.

«Директора детдомов не хотят отдавать детей в нашу школу»

Какое решение было принято в отношении Вадима, Сергея и Эдуарда, которые живут в Ирбите, пока неизвестно. Уполномоченный по правам ребенка пообещал, что чиновники сообщат о нем до конца этого месяца. Но ребята считают, что Министерство образования одновременно отправило письма с отказом и в Ирбитский детдом, и в его филиал в деревне Фомина. Только одним его показали, а другим нет.

Детдомовцы написали еще одно письмо Игорю Морокову. Они задали конкретные вопросы, ответы на которые до сих пор не получили. В частности — почему чиновники даже не стали тестировать их на музыкальные способности, вместо этого просто прислав отказ двоим из них.

Мы обратились за комментарием к руководителям детских домов в Ирбите и Екатеринбурге, но разговаривать с нами там отказались, сославшись на руководство в Министерстве образования. В тот же день, утром 20 марта, мы отправили официальный запрос в пресс-службу на имя областного министра образования Юрия Биктуганова, но ответа до сих пор не получили.

Неофициально сотрудники и попечители музыкального детдома в Екатеринбурге рассказывают, что о желании ребят из Ирбита перевестись в школу им ничего не известно. Скорее всего, об этом сообщили только директору Елене Макаровой, но она решила этой информацией с подчиненными не делиться.

Член попечительского совета школы-детдома СОМЭПК:

— Набор ведет Министерство образования. Чиновники рассылают в детдома письма, а директора детдомов заполняют заявку о том, что их воспитанники хотят поступить в музыкальную школу. После этого в детдом выезжают с комиссией, чтобы протестировать детей на уровень обучаемости… Письма действительно разослали, но директора детдомов за редким исключением отказались подавать заявки. Они не хотят терять детей. Ведь если воспитанников будет не хватать, детский дом могут расформировать.

В школе говорят, что всегда рады новым воспитанникам. Свободные места у них есть. Главное — чтобы дети были обучаемы музыке и действительно хотели учиться в их школе. Сотрудники в любой момент готовы выехать в Ирбит и протестировать детей, написавших заявление. Более того — здесь готовы взять братьев и сестер мальчиков (по закону их нельзя разлучать). Но в самой школе вопрос о том, чтобы комиссия из СОМЭПК встретилась с ребятами, даже не ставился.

Сотрудник школы-детдома СОМЭПК:

— Насколько я понимаю, Министерство образования отказало мальчикам. Фактически детей назвали музыкально не одаренными, хотя их никто даже не смотрел. Факт того, что дети не выступали на музыкальных фестивалях, не означает, что они не одаренные. Нас интересует, обучаем ребенок или нет.

«Чиновники права детдомовцев не нарушали»

Игорь Мороков рассказал нам, что, по его мнению, права детей из Ирбитского детдома никто не нарушал. Уполномоченный уверен: проблема в том, что подросткам просто никто не объяснил, что такое музыкальная школа и с чем им предстоит столкнуться при переводе.

Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области:

— Желание учиться и играть в футбол у мальчиков есть, я этого не отрицаю. Но мы должны учесть интересы ребенка, которые сам он не всегда готов осознать в силу своего возраста. Всем ребятам от 13 до 15 лет, в то время как детей отдают в музыкальную школу в 6 лет. Никто не обратил внимания, в том числе руководство Ирбитского детского дома, что речь идет о выпускниках 9-х классов. Им нужно готовиться к ЕГЭ, думать о получении профессионального образования. Менять коллектив в подростковом возрасте тяжело. Думаю, что они не понимают, с чем им придется столкнуться при переезде. Нам потом еще придется заниматься их адаптацией и реабилитацией в новом коллективе.

В музыкальном детдоме не исключают, что чиновники специально ограничивают набор. Вспоминают, как несколько лет назад школу пытались закрыть, но благодаря помощи депутатов каждый раз ее удавалось отстоять. Показывают ответы Министерства образования образца 2013 года на их запросы по поводу судьбы школы-интерната. Но, судя по последнему ответу Юрия Биктуганова, в этом году школу действительно могут расформировать.

Сотрудники и попечители школы-детдома СОМЭПК регулярно интересуются у регионального Министерства образования о судьбе учебного заведения. И получают оптимистичные прогнозы (при нажатии картинка увеличивается).

«Если школу расформируют, талантливых детей растолкают по детдомам»

В 2007 году школа-детдом была присоединена к свердловскому музыкальному колледжу, чтобы ее воспитанники могли получить углубленное музыкальное образование. Но в 2012 году у колледжа возникли проблемы со зданием. Помещение на Карла Маркса, 5 находится в ведомстве администрации Екатеринбурга. Три года назад мэрия внезапно предложила учебному учреждению перейти с безвозмездного пользования на арендную плату. Насчитали 15 млн рублей в год.

У колледжа, который находится в областном подчинении, таких денег, понятно, не оказалось. Городские и областные власти долго пытались договориться, но закончилось все судом. Суд встал на сторону мэрии и предписал колледжу освободить здание до конца 2015 года. В министерстве образования не нашли ничего лучше, чем объединить музыкальный колледж с педагогическим (находится на Юмашева, 20) и переселить его в здание на Куйбышева, 183, которое сейчас занимает школа СОМЭПК.

Судьба музыкального детского дома в этом случае оказывается под вопросом. Как пишет Юрий Биктуганов, в случае переезда воспитанников отправят в другие детдома. Понятно, что об углубленном музыкально-эстетическом образовании, индивидуальном подходе, футбольной секции придется забыть. Не исключено, что именно по этой причине чиновники пока не спешат переводить в школу мальчиков из Ирбита.

Последний ответ Юрия Биктуганова сотрудников и попечителей детдома не обрадовал. Школу могут расформировать, если до конца года областным властям не удастся договориться с городом о разумной арендной плате или передаче здания на баланс области. Впрочем, пока судьба учебного заведения не решена (при нажатии картинка увеличивается).

Евгений Артюх, депутат Законодательного собрания Свердловской области, попечитель школы СОМЭПК:

— Десять дней назад я разговаривал с областным министром образования Юрием Биктугановым. Спросил, как идет набор в детский дом в этом году. Он сказал: все нормально, все хорошо, идет отбор детей. С другой стороны, сотрудники школы говорят иначе. Поэтому я написал запрос в Министерство образования, чтобы получить официальный ответ. Не исключено, что министр просто не в курсе ситуации с детьми из Ирбитского детдома.

Евгений Артюх добавил, что не верит в то, что детдом действительно могут расформировать. Во всяком случае он пообещал этого не допустить и разобраться в причинах, по которым воспитанники Ирбитского детдома получили отказ.

Мы будем следить за развитием событий.