Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Нина Ручкина, дизайнер: «Успокойтесь, печатать ордена на трусах я не собираюсь!»

6 марта 2015, 08:00
Нина Ручкина, дизайнер: «Успокойтесь, печатать ордена на трусах я не собираюсь!»
Фото: Влад Булатов для 66.ru
Автор патриотической коллекции объясняет, почему нет ничего плохого в изображениях исторических орденов на женских аксессуарах, размышляет о патриотическом воспитании, говорит о своей любви к Родине и рассказывает, как Владимир Путин стал международным брендом.

1 марта в ТЦ «Гринвич» появился бутик «Уралвагонзавода», в котором продаются платки и палантины с изображением орденов боевой славы из новой коллекции Нины Ручкиной. Коллекция приурочена к 70-летию со дня Победы. По замыслу автора, женские аксессуары с изображением исторических наград должны стать еще одним символом праздника — подобно хорошо всем известным георгиевским ленточкам. Однако многим идея печатать ордена на платках не понравилась: коллекция подверглась серьезной критике в Сети. В результате о платках Нины Ручкиной узнали даже люди, далекие от моды. Мы встретились с дизайнером и спросили, помогает ли война в соцсетях продавать одежду, можно ли сделать из патриотизма успешный бизнес-проект и зачем тиражировать образ президента.

Нина Ручкина, дизайнер: «Успокойтесь, печатать ордена на трусах я не собираюсь!»

— В конце прошлого года на форуме «Педагоги России» вы показали патриотическую юбку с черно-белым изображением Владимира Путина и цветными куполами, а недавно выпустили платки и палантины с напечатанными на них орденами… Вам как-то удалось из своего патриотизма сделать неплохой бизнес-проект. В хорошем смысле.
— Конечно, я занимаюсь бизнесом. Но то, что эта идея оказалась коммерчески успешной, это, скорее, удача. Мне в жизни ничего даром не доставалось. Я уважаю людей, которые из ничего могут сделать коммерчески успешный проект, но для меня деньги никогда не были определяющей вещью ни в отношениях с людьми, ни в моей работе, ни в жизни. Подумайте сами: если бы я была коммерсантом, то, наверно, «нацепила» ордена в том числе и на трусы. Но так как я считаю себя художником, мне захотелось сделать по-настоящему художественные вещи с использованием символики моей страны.

Когда я только занялась концептом, у меня не было гарантий, что он не ляжет в стол. Я не знала, станем ли мы подрядчиками на изготовление партии платков. Но когда я сидела перед компьютером, когда я смотрела орден Нахимова и раскладывала калейдоскоп в фоторедакторе, то получила от этого столько удовольствия, что нисколько не пожалею, даже если ничего не заработаю на этом проекте.

Нина Ручкина, дизайнер: «Успокойтесь, печатать ордена на трусах я не собираюсь!»

— Кому принадлежит идея с платками и палантинами с изображениями орденов — вам или УВЗ?
— Идея возникла в моей голове. Потом я познакомилась с руководством УВЗ на выставке «Иннопром», чуть раньше изучила бренд UVZSHOP. Мне было интересно узнать, каким образом гигантская промышленная корпорация связана с одеждой. На выставке я познакомилась с Алексеем Жаричем (заместитель генерального директора «Уралвагонзавода», — прим. 66.ru). UVZSHOP.ru — это его детище.

Олег Сиенко и весь топовый состав руководства для меня практически небожители. Я серьезно говорю! Эти люди делают просто невероятные дела! И мне как дизайнеру захотелось внести свое видение в бренд UVZSHOP. Я ведь сама из Нижнего Тагила и знаю, как сложно развивать местные бренды у нас, на Урале. Позже я познакомилась с другими людьми из команды и поняла, что имею дело с настоящими профессионалами, которые преданы своему делу и вдохновлены рабочим процессом.











Сейчас в УВЗ связывают свой бренд с патриотизмом, размещают на мужской брутальной одежде российские танки. А я предложила внести в линейку женское направление. Элегантное и очень нежное. Начать сотрудничество решили с палантинов. Это тот аксессуар, который практически не выходит из моды. Для дизайна я предложила тему боевой славы. Так как в этом году исполняется 70 лет со дня Великой победы, то мы решили остановиться на орденах, которые вручались во время войны.

Нина Ручкина, дизайнер: «Успокойтесь, печатать ордена на трусах я не собираюсь!»

— В Сети появилось много отзывов, в том числе и от тех, кто счел неуместным использование ордена Кутузова, Нахимова и ордена «Победа» в качестве принта. Вы уже успели отрастить второй слой кожи, через который не проникают негативные интернет-комментарии? Или к чему-то прислушиваетесь?
— Людям, которые резко высказываются в интернете, я предлагаю встретиться в офлайне, на виду у СМИ, и поговорить. До сих пор ни один человек не подошел ко мне и ничего плохого мне в лицо не сказал. Хотя я открыта для критики. Я готова ответить за каждое свое слово и за каждый свой проект. И того же я жду от других людей. Зачем вы пишете гадости у меня за спиной? Если мы говорим о патриотизме, значит у нас общая цель. Давайте встретимся! Если вы считаете, что «девочка запуталась», то помогите мне. Объясните, в чем моя ошибка. Если я услышу конструктивную критику, я готова исправиться. Потому что мне хочется, чтобы Екатеринбург процветал — в том числе как столица современного искусства.

Я считаю абсолютно достойным изображать ордена на женских аксессуарах. Никто не говорил, что я буду размещать ордена на трусах! Или на половом коврике… Это уже люди сами додумывают. Не могу же я нести ответственность за всю шизофрению в этом мире! Моя идея — сделать шейный платок, и я собираюсь его носить на шее, на голове. Вы читали про скандал с «пятой точкой»? Мол, вдруг кто-нибудь платок на попу навяжет! Но ведь я не могу гарантировать, что люди не будут использовать его не по назначению.

Нина Ручкина, дизайнер: «Успокойтесь, печатать ордена на трусах я не собираюсь!»

— Вы уже показывали палантины ветеранам?
— Недавно я была на дискуссии у Марины Чеботаевой. Разговор был посвящен проекту «52 уральца рассказывают о войне». Когда один из спикеров пренебрежительно высказался о палантинах, ветеран Великой Отечественной войны Алексей Алексеевич Усачёв встал и зааплодировал мне. Он сказал, что ему нравится и идея, и палантин, и его расцветка, и то, как он смотрится на мне. Что он рад, что молодежь интересуется наградами и представляет историю таким необычным образом. В зале была его супруга. Я была счастлива подарить ей белый палантин с изображением ордена «Победа». Она была очень тронута и сказала много добрых слов.

Еще одна моя знакомая бабушка — ветеран тыла, она прошла через по-настоящему жуткие вещи. Про палантин она сказала, что это красиво, что ей нравится. Я даже спросила: не удивляют ли тебя ордена на платке? Не находишь ли ты в этом чего-то странного? В ответ я получила молчаливое недоумение.
 Многие СМИ уже назвали коллекцию «скандальной», но люди, которые не в курсе ситуации, откровенно удивляются: что в этом может быть скандального и плохого? 
 Я думаю, что у нас больше добрых, искренних людей, которые мыслят так же, как я, и не понимают, что в этом может быть оскорбительного. Ордена напечатаны для того, чтобы ими гордиться. У адекватных людей подобные вещи возмущения не вызывают. И, как выяснилось, ветераны тоже «за».











— Один российский интернет-магазин выпустил коллекцию с платьями «Новороссия» и бикини «ДНР». Люди играют на патриотизме, возникшем на волне последних событий на юго-западе Украины. Это ведь тоже такая бизнес-модель, на которой они сделают неплохие деньги.
— Мне эту ссылку скидывали не раз. Для меня это тот моральный порог, ниже которого я опуститься не готова. Для меня это неприемлемо. Меня смущает такая сувенирная продукция, как, например, туалетная бумага с флагом. Я считаю, какие бы конфликты ни были между Украиной, Россией и Америкой, есть обычные люди, которые не имеют к ним никакого отношения. В той же Украине, Америке есть талантливые, интересные люди, есть история и культура, которая внесла свой вклад в развитие мировой культуры, и мы не можем снять это со счетов потому только, что какая-то горстка людей решила разделить мир.

Нина Ручкина, дизайнер: «Успокойтесь, печатать ордена на трусах я не собираюсь!»

— С другой стороны, есть футболки с надписью «Самый вежливый из людей» и изображением Владимира Путина, которые стали таким же ходовым сувениром, как, например, шапки-ушанки, красная икра и водка.
— Я думаю, если люди хотят купить майку с изображением нашего президента, а не какого-либо другого, даже не Че Гевары, то это здорово! Я считаю, что это патриотично. Это значит, что у Путина сейчас есть тот статус, когда он многое может себе позволить. Нужно не критиковать и не удивляться, а способствовать тому, чтобы Путин появлялся в достойном виде на предметах одежды.

Сейчас Путин — это международный бренд. То есть это человек-бренд. Россия завязана на личности нашего президента. Его поведение определило многие события, которые произошли в последнее время. Благодаря ему у людей во всем мире просыпается интерес сначала к его личности, а потом и к истории России. Мне нравится, что гимн России сейчас звучит на «Русском радио». И это здорово, мне хочется подпевать! А до недавнего времени, я не знаю, кто бы захотел подпевать российскому гимну. Со временем все это даст мощный позитивный эффект — уважение к культуре своей собственной страны.

Нина Ручкина, дизайнер: «Успокойтесь, печатать ордена на трусах я не собираюсь!»

— Недавно ректор Горного университета Николай Косарев предложил начинать и заканчивать свой рабочий день с пения гимна. Вам не кажется, что такой горячий патриотизм, наоборот, скорее вызовет отторжение?
— Я против насильственных мер. Как человек творческий я очень свободолюбива. Я никого не заставлю и не хочу заставлять покупать платки с орденами. Никого не принуждаю носить вещи от модного дома Нины Ручкиной. Если вы еще не готовы петь гимн, вы можете не петь его. Можете даже его не слушать. Но дайте мне возможность петь его, если я хочу. Тихонечко, чтобы вас не напрягать. Если вы не готовы носить платки с орденами, если вас это как-то смущает, что ваш соотечественник занимается творчеством, ну вы просто дайте ему свободу заниматься тем, чем он хочет!

— Вы не думаете начинать рабочий день с гимна в своем модном доме?
— Применить это у нас, наверное, сложно. У нас же ненормированный рабочий график. Но все девушки, которые работают у меня, мои партнеры, сотрудники — прониклись идеями палантинов и орденов. При этом я вовсе не считаю, что мои близкие и друзья обязаны разделять мое увлечение историей нашей страны. Не все мои друзья читают мои стихи и в восторге от них. Не все друзья захотят носить платье с Путиным. Но в любом случае они мне скажут правду — круто это, по их мнению, или не очень. Насильно я никого заставлять петь гимн не буду и не стану обижаться на тех людей, которые не разделяют моих позиций.

Нина Ручкина, дизайнер: «Успокойтесь, печатать ордена на трусах я не собираюсь!»

— Что такое для вас патриотизм?
— Это чувство восхищения своей страной, культурой своей страны, людьми, персоналиями, открытиями, прорывами, историей. Желание об этом говорить. Рассказать, например, уральцам о том, что у них есть сказы Бажова. Показать, что Хозяйка Медной горы — это не просто баба в кокошнике, что она может быть иконой стиля! Я считаю, что можно черпать вдохновение не только в азиатской, европейской культурах, но и в исконно русских, традиционных вещах. Вместе с этим патриотизм для меня — это уважение к другим культурам и национальностям.

— Михаил Швыдкой недавно выступал перед студентами в УрФУ. Когда его спросили, что такое патриотизм, он сказал, что для него это, как и вера, чувство очень интимное.
— Для меня патриотизм — это чувство любви. А как человек учится любить? Если говорить о любви в классическом понимании. Есть понятие безусловной любви. Но кто из нас до него дошел? Но это же не повод не создавать семью, не влюбляться, не разочаровываться, не совершать ошибки, не ревновать… И так же патриотизм: да, я не могу сейчас говорить, что я патриот на сто процентов, безусловный патриот. Но дайте мне сделать мои робкие шаги! Дайте мне рассказать о наградах, которыми я восхищаюсь! Если мы, каждый, будем молчать о своих чувствах — как тогда мы вообще будем общаться?

— Какова судьба мини-коллекции юбок с Путиным и куполами?
— Эта юбка появилась как мой душевный порыв. Я не планировала запускать ее в массовое производство. Есть вещи, которые я делаю только для себя. Мне показалось уместным надеть эту юбку на встречу, посвященную теме гуманизма в педагогике. Там я выступала с докладом «Патриотическое воспитание молодежи посредством реализации проекта «Волшебство моды». Это торжественная юбка в пол. Для особых случаев. Это даже не футболка, в которой можно пойти в спортзал. Поэтому я считаю, что изобразить президента на ней вполне уместно. Сейчас юбку заказывают через соцсети, мы делаем ее на заказ. Спрашивают постоянно.

Нина Ручкина, дизайнер: «Успокойтесь, печатать ордена на трусах я не собираюсь!»

— А почему на принте Путин такой грустный?
— Ну почему вы так решили? Это художественное полотно сделал Раис Файзулин. Я давно сотрудничаю с этим художником. Мне понравились несколько портретов, но выбрала я именно этот, потому что президент здесь в стиле кэжуал. Эта картина передает и силу, и масштабность личности, и вместе с этим простоту, скажем так, обычного человека, мужчины, который близок к людям, который может испытывать разные эмоции. Нашему президенту и в жизни ведь приходится испытывать гамму чувств.

— Одной из тех, кто заказал юбку, стала Юля Михалкова?
— Да. Мы познакомились с Юлей недавно, в Союзе общественных организаций. Она мне сказала: «Нина, я увидела твой проект «Хозяйка Медной горы». Я тоже занимаюсь продвижением Уральского региона, давай сотрудничать!». Юля была первой девушкой после меня самой, которой захотелось надеть на себя кокошник и платье Хозяйки Медной горы. Многие наши светские львицы предпочитают одеваться в европейские бренды. В Законодательном собрании или где-то еще очень много ведется разговоров о патриотизме, но по факту… Где всё это?

Нина Ручкина, дизайнер: «Успокойтесь, печатать ордена на трусах я не собираюсь!»

— Сейчас очень многие говорят о патриотическом воспитании, вводят дополнительные занятия в школах и переписывают учебники по истории. В этом действительно есть необходимость?
— Судя по моему последнему проекту с орденами, с патриотическим воспитанием у нас все очень сложно. Люди не научились ценить друг друга… Я думаю, что патриотизм начинается и произрастает из семьи. Патриотизм начинается с детского сада, в школе, в институте. И я понимаю, что у нас пока это идет медленно и туго.

Я не могу сказать, что я разбираюсь в патриотическом воспитании. У меня есть проект «Волшебство моды», который воспитывает в маленьком человечке веру в то, что он чего-то стоит, что он что-то может. Ребенок рисует картинку, а потом вдруг видит ее на платье своей мамы! Это очень важно. Ведь первые наши строгие судьи — это кто? Это наши мама и папа. Если мама надевает вещь с рисунком своего ребенка, то этот момент становится для него свидетельством принятия взрослым миром его искусства.

В то же время мы делаем мастер-классы, посвященные истории нашего края. Мы говорим о Бажове, приносим самоцветы, камни, рисунки… Ребенок на все это смотрит — и в нем рождается этот «вау-эффект»: он вдруг понимает, что край, где он живет, на самом деле очень богат и красив.

Нина Ручкина, дизайнер: «Успокойтесь, печатать ордена на трусах я не собираюсь!»

— Своих детей вы тоже воспитываете в духе патриотизма?
— Я далеко не самая идеальная мама, потому что очень часто занята. Но, безусловно, мои дети присутствуют во всех моих проектах. Они ведь учатся в лицее имени Дягилева на художественном отделении. Но пока мои дочери больше хотят походить на Барби, а не на Хозяйку Медной горы. И успевают смотреть телевизор. Я думаю, что это мое упущение в плане патриотического воспитания.

Конечно, я не считаю, что мои дочери обязательно должны пойти по моим стопам. Возможно, им будет уютнее замужем, варить борщ на кухне. И я буду за них бесконечно счастлива! Не каждой женщине нужна культурная революция и войны в соцсетях. Я понимаю, что, возможно, в будущем в их лице у меня не будет соратников. Но это не повод нам не любить друг друга искренне, по-настоящему и сильно. И в этом для меня тоже есть элемент патриотизма.

Фото: Влад Булатов для 66.ru; geometria.ru; facebook.com/nina.ruchkina