Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Ищем охотников, снимаем людей с небоскребов». В УрФО заступают на службу спасатели-десантники

25 декабря 2014, 08:00
В полную силу новое подразделение заработает с января 2015 года.

Уже в январе грядущего года в Кольцово заступят на дежурство спасатели-десантники авиационного спасательного центра МЧС. Раньше в структуре ведомства подобных подразделений не существовало, но вот в разгар кризиса появляется аэромобильный отряд, имеющий в распоряжении сразу 4 вертолета Ми-8. Это довольно крупная машина, способная принять на борт до 20 человек за раз.

Раньше такие тяжелые машины распределялись поштучно по разным спасательным подразделениям. Впервые на Урале одно подразделение МЧС получит сразу столько вертолетов.

О том, что это за подразделение и чем оно будет отличаться от предыдущих, мы поговорили с начальником поисково-спасательной и парашютно-десантной службы центра Александром Новоселовым.

— У МЧС и раньше были самолеты и вертолеты. Зачем же создавать отдельный отряд?
— Да, были. Но не было отдельных аэромобильных подразделений. К примеру, есть у МЧС вертолет. Он стоит где-то на аэродроме. Есть различные спасательные подразделения, которые несут дежурство где-то у себя на базах — может быть, довольно далеко от аэродрома. Происходит что-то экстренное — к примеру, загорелось высотное здание. По тревоге поднимаются спасатели, которым надо сначала загрузить снаряжение в машину, доехать до аэродрома, загрузиться в вертолет — это все занимает немало времени. В нашем же случае через три минуты после того, как сигнал приходит аэромобильной группе, они уже сидят в вертолете готовые к вылету.

— То есть ваше подразделение создали в том числе из-за увеличения числа высоток?
— Наверное, да. Например, вертолеты МЧС участвовали в тушении пожара в 25-этажном здании в Красноярске, наделавшем много шума этой осенью. У нас в городе тоже много высотных зданий. Даже небоскребы вроде «Высоцкого» и башни «Исеть». Если там что-то произойдет, одних автолестниц для спасения может не хватить.

— Как именно будут действовать аэромобильные спасатели, если, к примеру, загорится «Высоцкий» или другое многоэтажное здание?
— Давайте разберем довольно распространенный и опасный для людей сценарий. Допустим, в высотном здании пожар, верхние этажи отрезаны огнем, на них остаются люди, которые не могут выйти. Пожарных лестниц достаточной длины в Екатеринбурге немного. Вертолет здесь будет очень полезен. Наши спасатели высаживаются по веревкам на крышу, чтобы помочь в эвакуации. Если есть необходимость — оказывают первую помощь или помогают тушить огонь. Людей мы поднимаем на борт вертолета при помощи лебедки и перевозим в безопасное место.

Задача спасателя-десантника — высадиться с вертолета в зону чрезвычайной ситуации и помочь в ее ликвидации. Для этого он использует тросы или парашют.

Но это просто один из примеров. Небоскребами наши полномочия не ограничиваются. Задачи у нас самые разные. Человек часто попадает в опасные ситуации, находясь в труднодоступной местности, куда просто не добраться машиной или лодкой. Например, недавно мы спасали нескольких охотников. Они утопили свою машину, плутали по лесу. Хорошо, что у них телефон был. Пришлось их с вертолетом искать и забирать. А уж по весне рыбаки на льдинах сколько раз дрейфовали…

Вообще мы будем чем-то вроде передовых сил МЧС. То есть если где-то что-то произошло, вылетает наш вертолет, на месте высаживается группа спасателей, которые устраняют ЧП. Если они не могут это сделать сами, то передают в центр всю необходимую информацию о чрезвычайной ситуации и сообщают о том, какие силы им нужны в помощь. Это называется разведкой ЧС и позволяет значительно увеличить эффективность работы всех специальных служб в экстренной ситуации.

Вертолеты нового подразделения будут базироваться в Кольцово, в десяти минутах лёта от центра Екатеринбурга.

— Ваше подразделение напоминает авиационные группы центра медицины катастроф, которые уже довольно давно действуют у нас в регионе. В чем разница?
— Экипажи центра медицины катастроф лишь перевозят пострадавших, мы же будем заниматься их поиском и спасением. Но наши вертолеты будут иметь на борту необходимое медицинское оборудование, а в составе аэромобильной группы будет хотя бы один человек с квалификацией фельдшера или врача.

— Какова численность аэромобильной группы и какие люди попадают на службу в такое подразделение помимо врачей?
— Группа состоит из экипажа вертолета (3 человека) и 3–5 спасателей. Это оптимальное число людей, необходимых для тех задач, которые перед нами ставятся. При подборе кадров мы отдавали предпочтение людям, уже имеющим опыт работы в спасательных или десантных подразделениях.

— Когда планируете заступить на дежурство?
— Авиационно-спасательный центр существует у нас с сентября этого года. Сейчас у нас уже есть вертолеты, которые готовы в любой момент подняться в воздух по тревоге. Пока мы готовы к тому, чтобы в любой момент доставить в зону ЧС спасателей других подразделений, но с января начнем дежурить сами. Сейчас набираем людей и закупаем оборудование.

— На чьи деньги?
— Нас финансирует федеральный бюджет, решение о том, чем мы будем оснащены, будут принимать вышестоящие инстанции. Так или иначе, в январе заступим на дежурство с тем, что будет.