Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Спец по выявлению лжи: Лошагин виновен, а Гаджиева просто травят

9 декабря 2014, 10:00
Спец по выявлению лжи: Лошагин виновен, а Гаджиева просто травят
Фото: Ольга Татарникова для 66.ru
Консультант спецслужб анализирует информацию в СМИ и приходит к интересным выводам. Согласно его науке, разоблачить можно каждого лжеца.

После нескольких любовных неудач в юности Илья согласился с доктором Хаусом: everybody lies. И взяв за основу сюжет сериала, решил в жизни стать борцом с ложью. Начал проводить игры в «Мафию», наблюдал за врунишками, учился на курсах профайлеров в Москве. В итоге Илья может прочитать по лицу ваши душевные переживания и спрогнозировать поведение.

Сегодня Илья Анищенко занимается обманом уже профессионально. Консультирует ФСБ, МВД, ГУФСИН (специалистов, которые различают ложь без полиграфа, в стране единицы), помогает в коммерческих расследованиях, пишет кандидатскую по психологии.

Параллельно с консультациями за деньги Илья выкладывает в своем блоге анализ выступлений политиков, артистов и преступников. «Врать они не умеют совершенно», — Илья видит, как Путин невербально опускает Обаму, как Янукович признается в незадекларированных доходах и почему Гоше Куценко противна собственная реклама.

Разговор со мной он начал нестандартно. «Как можно рассказывать про ложь журналистам, вы ведь точно такие же публичные обманщики», — Илья не доверяет СМИ из-за искажений в подаче фактов. И после часовой беседы я так и не нашла аргументов в защиту собственной профессии.

Вывести на чистую воду можно практически любого. Для этого нужно сопоставить слова говорящего с его мимикой, жестами, телодвижениями. Если вербальная информация противоречит невербальной — значит человек врет или пытается что-то скрыть.

Невербальная информация отражается на лице каждого. Будь он президент или простой рабочий. Мы попросили Илью проанализировать мимику российского лидера. По его словам, Владимир Владимирович малоэмоциональный человек.

1 Печаль — приподнятные внутренние уголки бровей, опущенный взгляд, опущенные уголки губ.
2 Гнев, ярость — сжатые зубы, напряженные нижние веки, сдвинутые брови. Отвращение в поднятых щеках. А отвращение + гнев — это ненависть.
3 Контролируемый гнев — сжатые губы.
4 Презрение — односторонняя улыбка.
5 Радость — поднятые уголки губ, морщинки рядом с глазами, слегка приподнятые щеки.
6 Удивление + недовольство — поднятые брови, поджатые губы.
7 Критическое сомнение + недовольство — расстянутые вниз губы, напряженные нижние веки и сморщенный подбородок.
8 Страх + печаль — расширенные глаза, приподнятые внутренние уголки бровей.

— Как проверить твои выводы? Ну сказал ты, что человек чувствует, ну и что? Это же не доказательство, а всего лишь мнение одного человека.
— Я постоянно сталкиваюсь со скептиками. К сожалению, их убеждают только реальные дела и беседа один на один, где я могу показать насколько легко «считывать». Тебя я не буду анализировать сейчас. Давай лучше покажу последнее слово преступника на суде. Вот, например, дело Виктора Контеева. Я его изучал, когда приговор еще не был озвучен. По его выступлению на суде сразу становится понятно: виновен.

— Скоро приговор Лошагину объявят. Фотографу, который подозревается в убийстве жены. У тебя есть анализ его дела?
— Я смотрел, как он разговаривал с прессой на заседаниях. После последнего слова окончательно убедился в его виновности. Либо это сделал Лошагин, либо Лошагин знает, кто убил. Тут даже навыками считывания обладать не надо. Три раза он давал противоречивые показания. Сначала он говорит, что Юлия ушла на встречу с подругой. В суде заявляет, что она уехала на кемпинг на Московском тракте и даже позвала его с собой. А в последнем слове упоминает, что Юлия не раз уезжала без предупреждения. Итого три разные версии. Все понятно — он врет.

— А как же ложь во благо? Ты в нее веришь?
— Да. Я сам обманываю и обманываюсь. Нужно понимать, что близкие идут на ложь, когда хотят защитить от негативных эмоций. Проще к этому относиться. Ведь мы не рассказываем правду маме, чтобы уберечь ее от переживаний.

— Как можно избежать обмана в интернете? Мы же не можем увидеть, что отображается на лице у человека за другим компьютером.
— Иногда можно и по тексту понять. Например, мне одна подруга пересылала текст сообщения от молодого человека. У нее были подозрения, что он что-то недоговаривает, и просила меня помочь. «Зайка моя, не приехал вчера. Мы работали до 2х ночи, я приехал в 4 ночи и лег спать от усталости все забыл и вырубился. Надеюсь на твое понимание. Утром приду все расскажу. Люблю тебя, целую», — ты бы такому СМС поверила?

— Наверное, поверила бы. А что не так?
— Приглядись.

— Да не знаю я.
— Начинает он с правды: «Зайка моя, не приехал вчера». Всегда проще начать с чего-то настоящего. Потом появляются сомнения в его словах. Он путается в знаках препинания, по-разному пишет время: «до 2х ночи… в 4 ночи». Чувствуется, что долго думал, прежде чем написать второе предложение. Дальше ему становится стыдно, заискивает: «Надеюсь на твое понимание». Если бы это все было правдой, он не стал бы так писать, а просто бы позвонил. Но по телефону врать сложнее.

— И что в итоге? Он признался?
— Нет. Парень утверждал, что приехал ночью на электричке. Я проверил, что в расписании нет подходящего поезда. Позже я узнал, что он не работал, а был на дне рождения у бывшей девушки.

Еще одно хобби Ильи — публичный троллинг сетевых хомячков. После первых предложений принять участие в прибыльном, но загадочном бизнесе он начал вести отдельную рубрику, посвященную надувательству сетевого маркетинга.

— Как понять, что мне пишет не реальный бизнесмен, а, как ты говоришь, «сетевой хомячок»?
— Во-первых, нужно думать головой: ни один нормальный бизнесмен не будет предлагать партнерство в социальных сетях. Задавать уточняющие вопросы, находить противоречия. Попробовать оценить реальный доход предлагателя. И почаще называть его схему пирамидой. Все сетевики панически боятся этого слова. Если ты их поймаешь на эмоциональной реакции, оправдании, попытках напасть в ответ — это участник сетевого маркетинга.

— Но так же будет реагировать любой человек.
— Вовсе нет. Вот если бы я тебе сказал, что ты мальчик, ты бы не стала мне с пеной у рта доказывать обратное. Такое заявление тебя не зацепит, ты просто махнешь рукой. Другая картина с правдивыми обвинениями. Неприятная правда всегда вызывает эмоции, человек начинает нервничать.

Врут все одинаково, и ничего с этим не поделать. Много тысяч лет назад человек не умел разговаривать и общался с помощью мимики и жестов. Эти рефлексы сохранились до сих пор, поэтому лицо выдает то, что человек не хотел бы оглашать.

— Почему ты плохо относишься к журналистам?
— Тут просто. Вы искажаете информацию, подаете ее под выгодным вам углом. Из политических или коммерческих соображений. Ваша задача — вызвать у читателя эмоции, раздуть сенсацию. Для этого вы умалчиваете детали, отщепляете информацию. Недавно началась новая травля бизнесмена Гаджиева.

— Почему травля? Ведь он якобы выстрелил в ученого, который сделал ему замечание.
— Даже в твоих словах искажение фактов. Потерпевшие сами спровоцировали конфликт, их было двое. У погибшего была бутылка в руках. По видео видно, что Гаджиев не хотел конфликтовать и стремился поскорее уехать. Но мужчины продолжили разборки. Тут уже не вытерпел бизнесмен и достал пистолет.

СМИ пытаются сыграть на классовой неприязни. Якобы вот бизнесмен из Дагестана, который наворовал и теперь никто ему не указ. Все акценты расставлены так, будто беззащитного, воспитанного ученого взял и расстрелял приезжий богач после замечания. Это все попытка сделать сенсацию и скандал.

«Выражения лиц Путина и Порошенко объясняют их отношения лучше тысячи слов. Путин ехидно улыбается. А у Порошенко лицо замерло, улыбка пропала, глаза расширены, рука прижалась к телу, он весь напрягся. Это страх».

— Работа работой, но как ты живешь с такими знаниями?
— Когда я этому учился, потерял почти всех своих друзей. Потому что тренировался на них, а нормальных людей бесят обвинения. Сейчас я нашел новое применение своему навыку по обнаружению лжи — провожу консультации для пар, объясняю, как общаться и понимать друг друга, чтобы не приходилось врать. У самого семьи пока нет. Девушки меня боятся, думают, что я ими манипулирую.