Раздел Общество
15 октября 2014, 08:50

Зачем была Олимпиада: смотрим на наследие Сочи-2014

Зачем была Олимпиада: смотрим на наследие Сочи-2014
Фото: 66.ru
На зимнюю Олимпиаду из бюджетов всех уровней потратили 37,5 миллиардов евро. Что, а главное, зачем нам досталось от этих Игр и за такие деньги?

— А вы нас фотографируете?
— Вообще нет. А надо?

— Нет-нет!

— Хорошо, не буду. Если ответите на вопрос: лучше стало жить после Олимпиады?
— Ну… Как сказать. Скорее, да, чем нет. Наверное. Не знаю. Да. Лучше.

Сочинские жители — пришлые и совсем местные — любопытны и словоохотливы. К журналистам уже давно привыкли, камер не боятся, общения — тоже.

А общались мы много. Просто потому что мне любопытно узнать: для чего проводятся глобальные мероприятия — от Олимпийских игр до «Экспо»? В теории, для двух целей: формирование определенного имиджа принимающей страны и создание резкого качественного скачка в местной инфраструктуре. Кто вчера знал Астану, которая еще недавно была чуть ли не поселком? Теперь это город проведения «Экспо» и ярчайшая азиатская столица. Затевая эпопею с Сочи, цели преследовали те же. И ведь почти получилось — по всем направлениям.

Имиджевый эффект от проведения Олимпиады был оглушительным: про Россию говорили, Россией восхищались, ею заинтересовались во всех уголках земли. Как сейчас помню, как в феврале на окраине Норвегии, где-то за полярным кругом, в маленькой деревеньке мы с коллегами внезапно стали почетными гостями и достопримечательностью.

Местные жители вот этой деревеньки, прознав, что в их Соммарой заехали русские, сбежались смотреть на нас всем миром.

Было много тостов за Бьорндалена и Сочи, за спорт и дружбу. А ведь нашим собеседникам было от силы лет по 18–20, и о далекой загадочной России до Олимпиады они могли читать разве что в учебнике географии: на «Р» — где-то после «Ливана» и «Монголии». А вот после Сочи-2014 Россия стала как минимум интересна миру, как максимум — заиграла для иностранцев новыми красками.

А потом была крымская история.

Иностранцы как-то враз перестали подходить первыми и протягивать руку. Помидорами тоже не закидывали, просто возвели стену сухого нейтралитета. На мой скромный взгляд, весь оглушительный PR-эффект от Сочи-2014 был нивелирован референдумом в Крыму. Простое медийное доказательство: количество позитивных публикаций в мировой прессе в феврале 2014-го и шквал негативных — с апреля по август.

Не вышло имиджмейкерство.

Но шут с ней, с репутацией. Свою порцию аплодисментов мы словили и славой напитались на годы вперед. Осталась же инфраструктура! Та самая, про которую всегда говорят в первую очередь, когда пускают деньги на крупные проекты. И в этом плане Сочи даст фору не то что мировым туристическим столицам — иные районы Абу-Даби завидуют той феерии, которую отгрохали в столице зимней Олимпиады за 37 миллиардов.

В первый день Гран-при мой телефон внезапно заявил, что мы в роуминге. Я не удивился: окружающая картинка настолько нероссийская, что поминутно чудится, что ты за рубежом. Делюсь с коллегами ощущением: «Рефлекторно хочется говорить по-английски. Вчера поймал себя на этом, общаясь с персоналом отеля. Полное ощущение, что мы не в России».

Коллеги говорят: та же история.

К Олимпиаде в Сочи были построены стадионы и ледовый дворец, ледовая же арена и керлинговый центр, лыжно-биатлонный комплекс и парк развлечений, горнолыжный центр и экстрим-парк. Сколько гостиниц и гостиничек — не счесть. Часть объектов после Олимпиады поменяла профиль. Так, судя по вывеске, в одном из зданий разместилось шоу Comedy Club. А посередине Олимпийского парка проложена трасса «Формулы-1» — наполовину стационарная, наполовину городская.

Построено, одним словом, всего много, но без избытка. Создатели сочинской инфраструктуры сделали всё максимально компактно и разумно. Наши урбанисты мечтают о таком же: вся туристическая зона поделена таким образом, чтобы уживались автомобилисты, пешеходы и разнообразные велосипедисты-самокатчики. Детские площадки устланы травмобезопасным материалом, на который не больно в случае чего падать. Им же выложены велодорожки. Нечто подобное масштабно внедряет пока только Москва, но Сочи — уже впереди.

Навигация, индикация на двух языках, безбарьерная среда для инвалидов и родителей с колясками, всевозможные пандусы и заезды на тротуары, велопарковки и велопрокат — такое ощущение, что в Сочи построили то ли маленькую утопию урбаниста, то ли потёмкинскую деревню, в которой все хорошо. А этого «всего» еще нет даже в столицах — первых двух, не говоря про уральскую. В олимпийском Сочи трудно заблудиться, нереально потеряться, да и повредиться — надумаешься.

Осталось только это все как следует загрузить: мероприятиями, туристами. Уже сейчас многие гости города пеняют именно на это: запустение вокруг объектов, не занятых текущим мероприятием. Где-то, говорят, трава неровно подстрижена; где-то — вообще не посажена. Трудно не согласиться: полной загрузки даже по большим праздникам не видно. А ведь Гран-при «Формулы-1» — только раз в году, хоккейные чемпионаты — не чаще. Хотя не думаю, что тут будут какие-то проблемы при должном усердии организаторов: объекты, повторюсь, расположены компактно и приспосабливаемы под что угодно — от концертов Ленни Кравица до праздника молодого вина.

Гоночная трасса вписана в уже существующий ландшафт и объекты. Местные говорят, что укреплена местность кое-как и через пару лет вся земля начнет просаживаться. Контракт на «Формулу-1» подписан на 7 лет. Если и впрямь провалится, то без сучков и задоринок удастся провести только пару Гран-при.

А с точки зрения туризма… Увы, Сочи дорог что твой Лазурный Берег. В бархатный сезон туда-обратно на самолете напрямую на одного — в районе 26 000, проживание в отелях — подороже арабской Шарджи. Тут, правда, и не хуже, чем в Шардже. Но не стоит думать, что раз у нас дома — то будет дешевле.

Так стоило ли городить? Или, как предлагали некоторые интеллектуалы, лучше было поделить весь бюджет и раздать бедным? Может, и стоило. Только дай бедному денег сегодня — он придет послезавтра за добавкой. А дай бедным возможности — они себя прокормят и завтра, и послезавтра. Башковитые устроятся и того лучше.

В этом тоже колоссальный смысл сочинской стройки века — рабочие места. Во всем городе в дни больших праздников не найти ни одного гастарбайтера из ближнего и не очень ближнего зарубежья: стригут траву, выносят мусор, обслуживают гостей города, управляют поливочными машинами, продают сувениры, следят за порядком на пляжах, улыбаются за стойкой ресепшен в отеле — россияне. Тысячи и тысячи человек, которые остались тут и после Олимпийских игр. Ну, это не считая армян, которые тут местнее местных.

К охране правопорядка на время проведения крупных мероприятий привлекаются не только полицейские с Кубанщины — многих выписывают из других регионов. Полиции в итоге тьма-тьмущая, зато ночью с аппаратурой и кошельком ходить не боязно. Говоря по телефону и размахивая планшетом.

Одним словом, с расстояния в 7 месяцев, прошедших с момента Олимпиады, Сочи пока что видится вполне удавшимся, пусть и нереально дорогим, экспериментом по строительству города принципиально новой концепции. Удобного для приезжих, без ущерба местным; приспособленного для широкого круга граждан — от маломобильных до мобильных чересчур; с широкими возможностями для инвестиций и новым подходом к проектированию жизненного пространства в принципе.

Дело за малым: перенести получившийся опыт на всю страну. Главное — чтоб саудиты цены на нефть не обвалили.

Кирилл Зайцев специально для Портала 66.ru

Екатеринбург — Сочи, октябрь 2014 г.

Фото автора и архив 66.ru

Вопрос
Как думаете, стоило так тратиться на Олимпийские игры?
  • 25%
  • 46%
  • 25%
  • 4%
Для участия в голосовании введите логин и пароль или зарегистрируйтесь