Раздел Общество
9 сентября 2014, 09:00

«Мисс Велогород — 2014»: «Мне страшно ездить на велосипеде по дорогам Екатеринбурга»

«Мисс Велогород — 2014»: «Мне страшно ездить на велосипеде по дорогам Екатеринбурга»
Фото: Анастасия Кириллова для 66.ru
Марии Новиковой 23 года, она родилась в Нижней Туре. Училась на строительном факультете УрФУ, сейчас работает куратором проектов в ЗАО «Форум-групп». Мы встретились с победительницей конкурса и спросили, станет ли когда-нибудь Екатеринбург городом велосипедистов и что для этого нужно.

— В День города участницы конкурса «Мисс Велогород» устроили флешмоб, который фактически перерос в стихийный пикет под окнами мэрии. Организаторы объяснили, что таким образом они надеялись привлечь внимание чиновников к проблемам велосипедистов. Ты знала, что мероприятие закончится таким образом?
— Да. Нас готовили к флешмобу заранее. До этого подобная акция проходила в Великом Новгороде. Не секрет, что в Екатеринбурге большая проблема с велоинфраструктурой. При этом автомобилей становится все больше. Мне кажется, что велосипед скоро станет актуален как экотранспорт, который позволит передвигаться быстрее, чем на автомобиле. Я думаю, что чиновники нас услышали.

Мне нравятся такие акции. Это одна из причин, почему я стала участвовать в конкурсе. Я подумала: хватит сидеть дома, есть же у нас какие-то организации. Увидела, что «Велогород» проводит конкурс, решила попробовать. Жутко боялась, пришла на кастинг «Мисс Велогород» самая первая! Сидела, тряслась… Но со временем страха становилось все меньше и меньше. Познакомилась с девочками, и мы поддерживали друг друга на всех этапах конкурса.

«Победа в «Мисс Велогород» что-то во мне изменила. Ушли неуверенность, волнение. Я преодолела многие свои страхи. Это больше, чем просто победа в конкурсе. Это победа над собой».

— Екатеринбург — город пешеходов, автомобилистов или велосипедистов?
— Автомобилистов. В России велосипед вообще не так популярен, как, например, в Нидерландах или в Дании. У нас практически нет велодорожек. Это связано с тем, что в Екатеринбурге очень плотная застройка. Решить проблему можно только за счет лесопарковых зон. Но использовать их, как правило, не позволяют чиновники мэрии из комитета по экологии и природопользованию. Правда, в последнее время в новых проектах застройщиков велодорожки уже предусмотрены. Например, в Академическом. В Чкаловском районе сейчас строится жилой комплекс «Солнечный», там тоже скоро появятся велодорожки.

— Почему никто, кроме активистов «Велогорода» (и, может, еще пары общественных организаций), не выходит на улицы и не требует велодорожки и велопарки?
— У нас очень много стереотипов. Люди уверены, что велосипедные дорожки нужны только велосипедистам. На самом деле это не так. Мне кажется, нам нужно воспользоваться опытом Нидерландов, где все жители (и пешеходы, и велосипедисты, и автомобилисты) объединились и общими усилиями сделали велодорожки. Это не только удобно, но и сокращает количество ДТП. Движение на дорогах стало бы более безопасным.

«На велосипеде я езжу только по выходным. Это просто велопрогулки для себя, для удовольствия».

— Люди, которые делают этот город, предпочитают автомобили. Как сделать так, чтобы они начали пересаживаться на велосипеды и решать эти проблемы?
— Это как раз задача «Велогорода». Доказать, что необходимо разработать федеральную программу. Например, по проектированию велодорожек. Для этого мы устраиваем разные мероприятия. В начале августа прошла акция «Свободное движение»: колонны велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов проехали 10 км по главным улицам города, в том числе мимо здания мэрии.

— Можно устроить велопробег или флешмоб, а можно сделать велопроект, о котором все будут говорить. Как «Мисс Велогород». У тебя есть свои идеи?
— Я бы сделала велопарк, где велосипедисты могли бы встречаться и вместе проводить время. Там обязательно должна быть какая-то развлекательная составляющая… Думаю, что там будет прокат. Конечно же, платный. Также люди смогут приезжать на своих велосипедах.

— Сейчас таких велопарков у нас нет.
— Я думаю, все из-за того, что у нас слабо развито велодвижение. Все больше привыкли к автомобилям. Может, это какая-то лень наша уральская.

— Был хороший проект в Красноярске. Два парня решили сделать бесплатный общественный велопрокат. Нашли людей, которые отдали им свои старые велосипеды, отремонтировали их и поставили в центре города. Покатавшись, человек просто должен был поставить велосипед на видное место, чтобы кто-то другой тоже мог им воспользоваться.
— Идея хорошая. Но слабо верится, что велосипеды не украдут и оставят на видном месте. Каждый день у нас происходит очень много велосипедных краж. Даже замки и цепи не спасают.

Любимое место для катания на велосипеде новой мисс Велогород в Екатеринбурге — Олимпийская набережная.

— Ты часто сталкиваешься с негативом со стороны пешеходов и автомобилистов?
— Я стараюсь никому не мешать и делать так, чтобы мне тоже никто не мешал. Еду спокойно, никуда не торопясь. Никого не давлю, и никто меня не давит. Чаще всего люди смотрят одобрительно. Девушка на велосипеде привлекает внимание.

— Ты ездишь по дороге или по тротуарам?
— Я езжу по тротуарам в основном. Хотя это не по правилам. Велосипедисты должны ездить по дороге либо по обочине, если ее нет — то по правой части дороги. Но это небезопасно для велосипедиста.

— А когда велосипедисты едут по тротуарам — это небезопасно для пешеходов…
— Да. Получается замкнутый круг. Поэтому я и говорю, что без объединения ничего не добиться.

«В этом году я ездила на «Майскую прогулку», 40 км по бездорожью. Там и грязь, и железная дорога. Ехать долго, тяжело, но мне все равно очень понравилось. Домой пришла — упала без сил. Но это было здорово!»

— Ты читала блог Евгения Енина, в котором он время от времени публикует свои наблюдения по поводу велосипедистов? Он говорит, что редкий велосипедист соблюдает правила дорожного движения. В основном все ездят по тротуарам, потому что «так удобно». «Никто не подавал знаков поворота или остановки. Все пересекали перекресток верхом».
— Да, я ведь тоже езжу по тротуарам… Велосипедисты вынуждены нарушать правила, потому что ездить по нашим дорогам небезопасно. К тому же, по правилам, велосипедистам запрещено поворачивать налево при движении более двух полос. А у нас в городе только такие и есть. Единственное преимущество велосипедистов в том, что они могут превращаться в пешехода — слезать с велосипеда и везти его рядом с собой. Тогда можно переходить по пешеходному переходу вместе с велосипедом.

— Читаем дальше: «Делать велодорожки в Екатеринбурге бессмысленно. Потому что это все равно что пункты бесплатной выдачи мобил для гопников, все равно отжимают, нарушая закон, давайте так дадим, чтобы не нарушали».
— Я думаю, если будут велодорожки, то велосипедисты будут по ним ездить. Безусловно! Это намного удобнее, чем ездить по тротуарам. Бесконечные поребрики очень сильно надоедают. Бывает, устаешь объезжать препятствия и выезжаешь на проезжую часть. Хотя это и небезопасно… Мне, хрупкой девушке, на велосипеде ехать по проезжей части страшно. Чуть ли не каждый день я слышу о ДТП с участием велосипедистов.

— Почему происходят эти ДТП?
— Если эти ДТП происходят на проезжей части, то я думаю, что все-таки из-за автомобилистов. Потому что чаще всего они недовольны присутствием велосипедистов на дороге. Я думаю, самое главное на дороге — это взаимоуважение. Его нам не хватает. Все-таки дорога — это место для сотрудничества, а не для соперничества. Я сама тоже иногда сажусь за руль автомобиля, и когда вижу на дорогах велосипедиста, то стараюсь не пугать его. Осторожно объезжаю, отношусь с уважением.

Мария честно признается, что ездить по дорогам Екатеринбурга ей страшно. Поэтому нередко приходится заезжать на тротуар.

— У нас не так много лесопарковых зон, особенно в центре. Получается, взять место для велодорожек просто негде. Тротуары и так узкие, а если отрезать от дороги — то город встанет в пробках.
— Тупиковая ситуация, да. Ни туда, ни сюда. Отрезать нельзя. Но такой опыт все же был. На улице Фурманова сделали велодорожку.

— Ты сама по ней ездила?
— Да, ездить по ней неудобно: то столбы, то деревья… Непонятно, зачем ее сделали.

Фото: Анастасия Кириллова для 66.ru