Раздел Общество
6 мая 2008, 11:01

С 8 мая в России начнут ездить по новому транспортному Уставу

8 мая в России вступает в силу новый Федеральный закон №259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», разработка которого велась последние 15 лет.
Документ содержит целый ряд нововведений принципиально меняющих взаимоотношения между пассажиром и перевозчиком. Изменения коснутся всех видов транспорта – автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных и легковых такси.

Как рассказал «Новому Региону» депутат свердловской облдумы, руководитель рабочей группы по транспорту Ринат Садриев, в настоящее время любые автоперевозки в нашей стране регулируются Уставом, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР еще в 1969 году, поэтому принятие нового документа было остро необходимо. К примеру, в старом Уставе никак не регламентировались отношения, возникающие между пассажиром и перевозчиком при пользовании услугами городского наземного электрического транспорта. Попросту говоря, в документе не было ничего сказано про троллейбусы и трамваи.

Новый документ не только призван устранить такие «белые пятна», он нацелен на развитие конкуренции среди организаций и отвечает современным реалиям, – отметил собеседник «Нового Региона».

Одним из самых суровых нововведений является ужесточение ответственности, возлагаемой на автотранспортные компании, осуществляющие междугородные автобусные перевозки. Глава шестая нового Устава гласит, что при опоздании более чем на час компания-перевозчик должна будет выплатить пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки. Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения всех убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства. При этом закон не уточняет, являются ли пробки или иные дорожные трудности форс-мажорным обстоятельством, освобождающими перевозчика от ответственности.

Одним из самых суровых нововведений является ужесточение ответственности Устав регулирует также работу легковых такси, пассажир (заказчик) которых именуется фрахтователем. Предполагается, что каждый таксист должен будет иметь визитку с фотографией, а автомобиль – карточку-разрешение и таксометр. Все это, по словам Рината Садриева, систематизирует работу такси свободного проката. «В последнее время происходит много убийств таксистов, пассажиров часто грабят. Статистика этих преступлений будет гораздо ниже, если диспетчерские и сами такси будут аккредитованы, а их автомобили оснащены навигационной системой «ГЛОНАСС», при помощи которой, кстати, таксометр будет насчитывать стоимость проезда. Пассажиру водитель должен будет в обязательном порядке по факту поездки выдавать квитанцию или кассовый чек. Однако водитель вправе и отказаться ехать, если предлагаемый маршрут или поведение пассажира может создавать угрозу его безопасности», – отметил собеседник информагентства.

Среди нововведений привлекает внимание и глава о льготах для пассажиров, а именно – для детей. По новому Уставу, на междугородных автобусах можно будет провозить детей в возрасте до двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату в половину стоимости билета. При этом право на бесплатный проезд в городском и пригородном сообщении останется у детей не старше семи лет и на проезд в междугороднем – до пяти лет.

Будут пересмотрены и штрафные санкции. «Административный кодекс не отвечает нынешним реалиям, – говорит Ринат Садриев. – Например, сегодня штрафы налагаются только на пассажиров, кто не купил билет в муниципальном транспорте, однако, нужнее ввести такую практику и на коммерческом».

Стоит отметить, что в развитие Устава должны быть утверждены еще Правила перевозок грузов автомобильным транспортом и пассажиров. Пока же вступающий в силу 8 мая документ является только «сумкой», которая должна заполняться. «Когда этот пакет законов, регламентирующих работу пассажирского транспорта, будет сформирован на федеральном уровне, субъекты федерации начнут выстраивать свои законы, которые будут адаптированы к федеральному, – отметил Ринат Садриев. – Нужно это из-за того, что на сегодняшний день имеется очень много прецедентов, когда регионы создавали свои законы, но они опротестовывались прокуратурой из-за противоречия федеральному законодательству. Новый же Устав – это вектор, направление, в котором будут дальше работать субъекты РФ, создавая правильно по его скелету свои регламентирующие документы в области пассажирских перевозок».

Наряду с вышеперечисленными нововведениями, региональные власти ждут принятие еще одного важного федерального закона – «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ».

Как и принятый Устав, он был разработан и внесен Правительством России, и уже прошел несколько чтений. Этот закон предусматривает проведение конкурсов, а также предоставляет местным властям практически права в регулировании деятельности маршрутных перевозчиков. «Государство определило курс – монополий быть не должно, так как страдает услуга, тариф, пассажир. В связи с этим с 2011 года планируется введение ограничения на право одной компании или группы лиц занимать более 65% объема одного сегмента пассажирских перевозок. С 2013 года один перевозчик сможет занимать лишь 35% рынка», отметил господин Садриев и не исключил, что в связи с этим не за горами то время, когда на улицах городов появятся коммерческие трамваи и троллейбусы.