Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Это покруче, чем в цыганских поселках Ёбурга». Пять историй из жизни бразильских наркодилеров

4 августа 2014, 10:15
«Это покруче, чем в цыганских поселках Ёбурга». Пять историй из жизни бразильских наркодилеров
Фото: Reuters
Бронислав Долгопят прожил в одной из самых злостных фавел Рио-де-Жанейро, Контагало, два года — то есть более чем достаточно, чтобы понять, по каким законам существует местный наркобизнес и почему властям никогда не удастся его задушить.

В книге Алексея Иванова «Ёбург» есть глава «Оборотни и зомби». Она посвящена концу 90-х, когда Екатеринбург «незаметно и неудержимо» накрыла волна наркоты. Тогда, пишет Иванов, жители города привыкли к виду шприцев в песочницах и приобрели новую привычку — проверять, не лежит ли на лестничной клетке труп очередного наркомана, прежде чем отправить ребенка в школу.

Центром наркобизнеса стали пять цыганских посёлков: Уктусский, Нижнеисетский, еще два на Вторчермете и один в Ленинском районе. «А менты всё знали: они не просто покрывали цыган, они состояли с барыгами в деловых отношениях», — заключает писатель.

Книга Иванова давно выложена в Сеть, поэтому мы просто скинули ссылку нашему человеку в Бразилии Брониславу Долгопяту. Он заверил нас, что в то же самое время в фавелах Рио-де-Жанейро творилось такое, что нашим наркоборцам даже не снилось, и подробно описал криминальные связи между бразильскими наркодилерами, полицейскими и чиновниками из высшего эшелона власти.

«Это покруче, чем в цыганских поселках Ёбурга». Пять историй из жизни бразильских наркодилеров

Бронислав живет в Рио-де-Жанейро последние 15 лет. Два года провел в одной из самых злачных фавел Рио-де-Жанейро — Контагало. За это время он успел познакомиться с местными наркобаронами и хорошо изучить нравы этой тусовки.

«Это покруче, чем в цыганских поселках Ёбурга». Пять историй из жизни бразильских наркодилеров

Это ребята криминальной групировки «Командо Вермельо» («Красной команды») в фавеле Жакарезинио (Рио-де-Жанейро). Местные не сомневаются, что вооружает их полиция и военные. Больше взять оружие им неоткуда.

— Когда я был пацаном и жил в Киеве, то часто играл с друзьями в «русских и немцев». В Бразилии тоже есть похожая игра. Она называется «полицейские и бандиты». Ребята делятся на «своих» и «чужих», плохих и хороших, друзей и врагов… А кому, как вы думаете, отведена роль «плохих» в Бразилии? Если считаете, что бандитам, то вы заблуждаетесь. Маленькие бразильцы недолюбливают полицейских и очень редко соглашаются играть роль стражей правопорядка. На это есть свои причины.

Многие в Бразилии считают, что ничего общего между наркотрафиком и полицией нет. На самом деле и те, и другие крутятся в одной и той же криминальной схеме, а управляют ей высокопоставленные чиновники. Все настолько хорошо отлажено, что для этого им даже не нужно покидать свои кабинеты… О том, что на самом деле происходит в темных подвалах наркобизнеса, мне рассказал Фабио — член криминальной групировки «Командо Вермельо» в фавеле Жакарезинио.

«Это покруче, чем в цыганских поселках Ёбурга». Пять историй из жизни бразильских наркодилеров

У каждой группировки есть своя метка. Иногда, как у «Командо Вермелио», даже несколько.

— Мы никого никогда не заставляем на нас работать. Они сами приходят! Сам посуди: ведь это лучше, чем ломать спину на стройке в сорокоградусную жару за жалкие 600 реалов (это ничтожная сумма даже по понятиям фавелы). Работая на трафик, парень может заработать от 2000 до 4000 реалов, и это уже нормальная нижне-средняя зарплата. Но о том, чтобы разбогатеть, речи, конечно, не идет.

Фабио утверждает, что ребятам из фавел некогда учиться, потому что им нужно кормить свою семью. Вот и приходится выбирать: тяжелая малооплачиваемая работа или трафик. Это мне напомнило хорошо известную в Рио-де-Жанейро историю Нейма, бывшего главаря наркотрафика фавелы Росинья.

«Это покруче, чем в цыганских поселках Ёбурга». Пять историй из жизни бразильских наркодилеров

Так выглядят бирки от наркотиков. «CV» означает «Командо Вермелио» (Comando Vermelho). Никто не прячется и не стесняется ставить клеймо на свой товар.

«Это покруче, чем в цыганских поселках Ёбурга». Пять историй из жизни бразильских наркодилеров

На упаковках кокаина иногда можно увидеть лица знаменитостей. Например, Эми Уайнхаус.

Бандитом Нейм был не всегда. До 27 лет он вел незаметное существование: подрабатывал то на стройке, то на кухне, то газетчиком. До тех пор пока в его жизни не произошла трагедия — тяжело заболела дочь. Денег на лечение у Нейма, конечно, не было, и он попросил помощи у наркомафии. Бандиты согласились и предложили Нейму торговать кокаином. К своему удивлению, парень оказался талантливым барыгой и очень быстро возглавил наркобизнес Росиньи.

Первым делом Нейм ввел свои порядки: запретил малолеткам употреблять наркотики и носить оружие. В то же время Росинья стала первой фавелой в Рио, в которую позволили заходить туристам. За деньги, конечно. Деньги эти шли на нужды детей в фавеле. За это многие в Росинье уважали Нейма, и полиция довольно долго не решалась арестовать всеми любимого бандита. Дело здесь было, конечно, не только в его харизме, но и в коррумпированности местных полицейских.

«Это покруче, чем в цыганских поселках Ёбурга». Пять историй из жизни бразильских наркодилеров

Фото шефа наркомафии Неима из полицейского плаката о розыске. За объявленное вознаграждение в 5000 реалов желающих донести на него не нашлось (слева). На фото справа Неима уже ведут в наручниках в зал суда. Некоторые журналисты считают, что он до сих пор продолжает командовать наркоторговлей. Только теперь из тюрьмы.

Наркобизнес в фавелах крышует полиция. Это не тайна. Правоохранители получают ни много ни мало… 50% от продажи наркотиков, а иногда и больше! Поэтому богатого наркодилера в трущобе вы не найдете — весь барыш уходит людям в погонах.

— Полиция — это одна из самых важных частей трафика. Но на их стороне стоит закон, а из нас делают козлов отпущения, — сетует Фабио. — Почему никого не интересует, кто поставляет наркотики в фавелы? Как кокаин пересекает границу? Ведь граница контролируется государствеными органами, федеральной полицией и воеными…

Обитатели фавел утверждают, что никаких связей с иностранным наркотрафиком у них нет. В качестве примера приводят случай, который произошел в марте этого года на юге страны, в порту Сантоса. В контейнерах, которые отправлялись в Европу, Кубу и Африку, нашли 4 тонны кокаина. Кого арестовали и кому принадлежали эти контейнеры, не известно. Во всяком случае в газетах об этом ничего не написали. Но я уверен, что голодранцам из фавел такая операция не под силу.

В ноябре прошлого года был еще один интересный случай. В вертолете бразильского сенатора Зезе Перела полиция нашла 500 килограммов кокаина! Вину на себя взял пилот… Дело закрыли.

«Это покруче, чем в цыганских поселках Ёбурга». Пять историй из жизни бразильских наркодилеров

Знаменитости тоже водят дружбу с бразильскими наркодилерами. На этом фото, например, бывший игрок «Фламенго» Адриано — в компании наркодельцов из фавелы Вила Крузеиро. После публикации в СМИ Адриано пришлось спасать подмоченную репутацию: сначала он говорил, что на фото не он, потом — что не знал, что автомат был не игрушкой… По слухам, в друзьях у бандитов также Вагнер Лав и Джулио Сезар.

Все эти перестрелки и «кровавые войны», о которых пишут в газетах, начинаются только потому, что время от времени бандиты отказываются платить. Тогда полиция оккупирует фавелу и уничтожает зарвавшегося шефа. На его место приходит другой, более сговорчивый, и вся история повторяется снова.

Как-то шеф наркомафии в пригороде Рио-де-Жанейро Шатуба отказался платить полицейским. Все попытки убрать Рачинио оканчивались неудачно — он был хорошо вооружен. Эти стычки мало волновали власти, так как Шатуба находится далеко от стадионов, где велась подготовка к чемпионату мира. Для того чтобы проучить Рачинио, полиции нужна была сенсация. И в сентябре 2012 года в Шатубе произошел по-настоящему страшный случай.

«Это покруче, чем в цыганских поселках Ёбурга». Пять историй из жизни бразильских наркодилеров

Многие фотографии «шатубской трагедии» не были опубликованы в прессе. На них раскинувшиеся в неестественных позах тела шести подростков (на вид — совсем еще детей) в лужах крови. Люди, которые передали эти фото Брониславу, очень рисковали, но мы тоже решили их не публиковать. Слишком жестокие кадры.

Недалеко от того места, где располагался наркотрафик, нашли тела шести убитых подростков. Прямой связи с трафиком эти несчастные не имели, но газеты вышли с громкими заголовками. Начальник полиции Шатубы тряс кулаками и обещал наказать виновных. Губернатор штата Рио-де-Жанейро приказал ввести военных в Шатубу. Рачинио и его банде пришлось улепетывать…

Были, правда, и другие версии произошедшего. Несколько смелых журналистов высказали сомнение в причастности мафии к убийству подростков. Ведь у бандитов не было на то никаких причин. Да и выгоды тоже никакой. Жители Шатубы говорили, что Рачинио прекрасно знал этих ребят и их родных, и что он никогда бы не пошел на такую жестокость.

«Это покруче, чем в цыганских поселках Ёбурга». Пять историй из жизни бразильских наркодилеров

Похороны подростков, жестоко убитых в Шатубе, недалеко от Рио-де-Жанейро. Заголовок гласит: «Они должны ответить». Бронислав уверен, что об этой трагедии нам известно далеко не все.

Так кто же это мог сделать? К сожалению, мы вряд ли это узнаем. Тем более что о трагедии в Шатубе сегодня в Рио никто и не вспоминает. У Бразилии очень короткая память. Говорить о плохом здесь не очень-то и любят, предпочитая в качестве темы для беседы футбол или карнавал. Кстати, вы слышали, что Бразилия проиграла Германии 1:7? Вот это была настоящая трагедия!

Фото: Бронислав Долгопят, полицейский департамент Рио-де-Жанейро, Reuters, ODIA